В мире есть стереотип, что Белоруссия — спокойная страна. Но у нас практически все выборы сопровождаются протестами. Например, в 2006 году на центральной площади Минска возвели палаточный городок, который простоял неделю. А в 2010-м после президентских выборов на митинге на площади Независимости провокаторы разбили окна в Доме правительства. Это стало основанием для возбуждения уголовного дела о массовых беспорядках — по нему задержали практически всех альтернативных кандидатов в президенты и лидеров оппозиции.
В этом году политическая кампания прошла в необычных условиях: возможные кандидаты в президенты — бывший дипломат Валерий Цепкало, руководитель «Белгазпромбанка» Виктор Бабарико и блогер Сергей Тихановский — не смогли зарегистрироваться на выборы. В итоге официально зарегистрировали Светлану Тихановскую — домохозяйку и жену Сергея. К ней присоединились штаб Виктора Бабарико и Вероника Цепкало.
Так получилась комбинация, которую наши власти не просчитали, — за Тихановского были бедные люди в регионах, а за Бабарико и Цепкало — средний класс. В нормальных условиях они бы конкурировали между собой и не получили бы по отдельности столько поддержки. А сейчас под символом Тихановской объединились огромные группы людей.
Прошло голосование. ЦИК объявил, что Александр Лукашенко получил 80% поддержки, но это не вызывает доверия. Тихановская заявляет, что получила большинство, но это не доказано. В итоге вечером 9 августа вспыхнули протесты — к ним готовились заранее, потому что еще утром на въезде в Минск я видел военные машины.
Четвертый день по всей стране люди протестуют. Таких масштабных митингов у нас не было. Почти три дня не было интернета — его отключили в воскресенье, и это стало сигналом для всех, что в республике происходит ЧП. Власти говорят, что всем руководят из-за рубежа, и это они закрыли доступ в Сеть. Но я считаю, что людей просто подтолкнули к протестам, а дальше роль сыграли Telegram-каналы, которые оставались единственными источниками информации. Оттуда все и узнавали про митинги.
Во время стычек силовики массово применяют светошумовые гранаты и резиновые пули, а с понедельника на вторник во время столкновений погиб один человек — на месте его гибели возник народный мемориал, и там задерживают людей, которые приносят цветы. В ночь на 12 августа под раздачу попали журналисты — съемочная группа BBC, журналисты Assoсiated Press, «Нашей Нивы» и другие.
По моему опыту, протесты будут длиться не меньше недели. Люди сильно устают, потому что днем все работают, а ночью выходят на акции. При этом у силовиков все иначе — они под это и заточены. Возвращение интернета — тоже знак того, что ситуацию пытаются взять под контроль.
Судя по всему, Лукашенко понимает, что он непопулярен, и, скорее всего, сейчас начнут поиск нового баланса в обществе. Власть не может игнорировать большое число людей с противоположной позицией, которые выходят на улицы. Но у нас сейчас во многих структурах есть смещение баланса в сторону силовиков — а они обычно параноидально борются за сохранение существующей власти.