Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Нарисуйте больше танков, и столица стрит-арта будет убита. Колонка Алексея Шахова

26 июня 2020, 17:21
Колонка
Нарисуйте больше танков, и столица стрит-арта будет убита. Колонка Алексея Шахова
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU
«Стенограффия» объявила, что берет паузу после того, как тендер на проведение фестиваля достался компании «Коннект», которая ранее не работала со стрит-артом или граффити. В авторской колонке экскурсовод и исследователь стрит-арта Алексей Шахов рассказывает, как отмена фестиваля и создание патриотических работ на стенах города могут лишить Екатеринбург звания «столицы уличного искусства России».

Есть прекрасный мем — актеры, у которых нет «Оскара». На уходящей неделе мы увидели группу ребят, которые попытались показать готовность провести качественное событие вместо «Стенограффии». Сам брифинг был полон сюрпризов: экспертами «Граффити на улице» назвали Сергея Каменского и команду биеннале, которые после отписались мне в соцсетях, что впервые слышат о своем назначении, а темой фестиваля уличного искусства стало «уличное искусство».

У меня почти нет претензий к «Коннекту», который получил контакт вместо команды «Стритарта», и точно нет вопросов к «Граффити 24», которые стали субподрядчиками события. Когда в такое время на тебя сваливаются деньги, трудно отказаться. Но сам факт разрыва дружбы мэрии и классической «Стенограффии» может обернуться для Екатеринбурга шагом назад к обычному провинциальному городу.

Кадр с брифинга «Граффити на улицах»

Последние десять лет у нас формировался туристический тезис «столица уличного искусства в России». Да, можно откатиться чуть раньше и сказать, что эту идею начали «Длинные истории Екатеринбурга», можно отмотать еще пару десятков лет и наткнуться на старика Букашкина, а можно сесть в машину времени и рвануть сразу до наскальной живописи. Я беру 2010 год как точку старта из-за двух событий, чьи следы я показываю туристам ежегодно, — прошла первая «Стенограффия», а на улицах начал рисовать Тима Радя.

С 2010 года на стенах города начали появляться новые имена вдохновленных тем, что они уже видели. Тезис «столичности» доказывался новыми инициативами — галерея уличного искусства «Свитер», легальные стенки, лояльное отношение местных к художникам, фестиваль «Карт-Бланш» и пристальное внимание медиа. Мало в каких городах новые работы уличных художников так часто появляются в новостных лентах изданий.

Никита Номерз, работа на «Стенограффии» 2012 года

Секрет в том, что легальные институции все равно отстаивали интересы художников и не были настроены удовлетворять власть. Что бы ни говорили про «Стенограффию» и ее команду, я лично знаю случай, когда они спорили и доказывали необходимость именно постмодерновой работы. Что на доме в центре нужны не цветы, солнышко и персонажи советских мультфильмов, а именно эскиз художника, в котором он хочет поговорить на тему бессмертия или новой реальности. И десять лет мэрия жила бок о бок с «неудобным» фестивалем.

Сложные работы в городской среде формируют вкус. Репутацию коллекционера картин может испортить приобретение пустышки, хороший сериал — филлерная серия, а столицу стрит-арта легко убить «правильным» видением мира отдельных людей.

«Возрождение», работа Марии Хардиковой на «Стенограффии» 2019 года

Милитари-сюжеты в заказных рисунках часто отражают боевые действия, что не очень клеится с комфортной городской средой, к которой мы стремимся. Тезис «чтобы не забывали историю» — ленивая отмазка тех, кто не знает, что такое воспитание. Если родители или учителя не объяснили, что празднуют 9 мая и почему это важно, то ни один рисунок на стене этому не научит.

На экскурсиях я рассказываю историю, как в середине 10-х годов Слава Птрк прилетел обратно в Екатеринбург с проектом Upgrade. Он добавлял шуточные детали в ЖЭК-арт и халтурно сделанные оформительские работы, изменяя их смысл. Слава не нашел подобных мест, поэтому решил переосмыслить свои старые уличные работы. К концу 2020 он мог бы оторваться.

Upgrade, серия Славы Птрк

Репутация города уже пострадала. Моих знакомых из других городов и стран впечатляло, как местная власть может дать на фестиваль целую площадь одному художнику или на одну ночь разрешить всему городу проводить опенэйры до утра. Добавим сюда биеннале, и можно претендовать на звание новой культурной столицы — но эти мечты я теперь могу оставить. Мы увидели типичную картину для любого русского города: либо подчиняйся, либо тебя выкинут за борт.

Отмена или перенос фестиваля «Стенограффия» не ударит по уличному искусству в целом. Напротив, это может спровоцировать новый бум. В городских чатах обсуждают, как будут реагировать на работы, некоторые настроены радикально — закрашивать или исправлять то, что сделает «Граффити на стенах». Видимо, нас ждет новый раунд за отстаивание «столицы уличного искусства», он будет самым трудным и неоднозначным.