Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Нас откровенно кинули. Колонка основателя «Стенограффии» Андрея Колоколова

18 июня 2020, 11:33
Колонка
Нас откровенно кинули. Колонка основателя «Стенограффии» Андрея Колоколова
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
В 2020 году Екатеринбург впервые за 10 лет может остаться без «Стенограффии». Тендер на проведение фестиваля выиграла московская компания, которая будет рисовать на улице арты о войне. Почему так вышло и как действия администрации города могут напугать талантливых авторов — в авторской колонке организатора фестиваля.

Мэр Екатеринбурга Александр Высокинский в прямом эфире радио «Эхо Москвы» рассказал, что компания «Коннект» выиграла тендер на проведение «Стенограффии». Ульяновские предприниматели предложили на 100 тысяч меньше, чем команда, придумавшая фестиваль. Еще одним критерием в сторону «Коннекта» стал опыт — они выполнили больше контрактов правительства, чем уральские художники. Ни одного мероприятия, связанного с современным искусством или стрит-артом, там нет.

Пресс-служба мэрии сообщила, что «художники со всей России нанесут на поверхности Екатеринбурга рисунки, утвержденные организаторами проекта. Основной темой фестиваля станет 75-летие Победы». По контракту «Коннект» сделает 10 рисунков о войне на различных поверхностях, среди которых будет два фасада.

«Стенограффия» объявила, что фестиваль берет паузу, и в 2020 году город может остаться без их работ. В Сети пошел флешмоб с историями со «Стенограффии» — пользователи публикуют в Instagram слова поддержки с хештегом #stenograffia_stayinalive.

В авторской колонке сооснователь «Стенограффии» Андрей Колоколов рассказывает о том, почему история с проигрышем тендера была неожиданностью и как победитель фестиваля разрушит легенду о «столице стрит-арта».

Для «Стенограффии» 2020 года все было готово еще зимой. Мы встречались с администрацией, и они знали, что мы провели подготовку. Мы составили сметы, провели с художниками все разговоры по концепции, сделали эскизы, нашли поверхности. Потом случился коронавирус, и мы перестроились, придумали дистанционные механики, придумали форматы, как художник может работать удаленно. И тупо было бы сейчас остановиться.

Наш фестиваль — реально работающий культурный проект, который продвигает Урал в мировой повестке, меняет людей и образ Екатеринбурга. Он представляет город во всех презентационных материалах, вроде ФИФА, ЭКСПО или любого другого крупного мероприятия, стрит-арт стал визитной карточкой. Поэтому мы ждали, что мэрия Екатеринбурга нас поддержит.

То, что произошло, — достаточно предсказуемая вещь. За 10 лет сотрудничества с администрацией города мы надеялись, что появятся реальные условия поддержки культурных практик, продвигающих город. Это очевидно, ведь подобная ситуация (как сегодня) рано или поздно должна была с нами случиться. Поэтому, работая с администрацией по закупкам в этом году, мы понимали, что что-то может пойти не так. Но из-за максимального уровня доверия к властям мы лезли в это дело с открытым забралом. В случае провала с закупками мы как минимум рассчитывали на небезразличие и заинтересованность. И если уж не прямую финансовую помощь, то хотя бы помощь с поиском партнеров.

Нас просто поставили перед фактом — вечером пришли результаты закупок. И все! Никакой обратной связи. В мэрии нам также дали понять, что добавить им нечего.

Если у кого-то будет даже 20 выполненных контрактов с властью, то он выиграет наш фест. В такой вселенной может возникнуть ситуация, что люди, которые ежегодно кладут плитку, по документам обладают должным качеством и опытом, чтобы провести «Стенограффию». По правилам их компетенция больше, чем у команды «Стенограффии».

Название «Стенограффия» принадлежит нам. Люди, которые выиграли заявку, должны назвать его по-другому. Они уже переименовали себя в «Граффити на стенах», но по отчетностям в мэрии они будут проходить как ребята, которые провели «Стенограффию».

Очевидно, что у фестиваля с таким названием вопрос о развитии уличного искусства не стоит. Когда просто выполняешь контракт, ты и не должен делать что-то ценное для города или уличного пространства. Это ценности, которые тебя вообще не касаются. Ты сдал контракт и поехал дальше.

Это системная проблема, и она касается не только нас. Любой человек, который горит своим проектом, не может до конца доверять поддержке со стороны власти. По этой формальной процедуре можно оставить за бортом кого угодно. «Тебе не надо что-то делать для города» — такие настроения порождают подобные истории. С этой системной ошибкой ты ничего не можешь сделать, если власть не будет заинтересована тонко настроить процесс.

Я думал, что в этом особенность наших городских властей — они придумают способ помочь работающим проектам существовать в нашем городе. Мы работаем уже с третьим главой «Столицы Урала» (организация, через которую «Стенограффия» представлена в мэрии города, через нее разыгрывался тендер, — прим. ред.), и в этот раз желания создать для нас условия, видимо, уже нет. Если не конкурсными деньгами, то рекомендацией партнеров, например. Долгое время мы же к муниципальным деньгам добавляли гораздо больше своих денег, заработанных нашей командой. Просто сейчас на дворе кризис. У нас не оказалось в трудный час своих ресурсов, и для нас муниципальные деньги оказались критически важными.

Казалось, что если мы не вывезем хоть год, то будет плохо всему городу. И почему-то была иллюзия, что администрация по-соратнически поможет найти выход в случае чего. Во всяком случае, мы таким образом понимаем партнерство, о котором всегда говорили в медиа. Но вышло не так. Нас прокатили и выбрали кого-то без опыта, готового отработать тему 75-летия Победы за две недели до старта.

Для истории со «столицей стрит-арта России» такой фестиваль будет огромным шагом назад. Ничего против темы Победы мы не имеем, но с ней нужно очень тщательно поработать, чтобы она выстрелила. Нужны крутые проекты о войне. Все работы этого фестиваля будут сделаны на тему Победы, а на подготовку осталось катастрофически мало времени. Тема в очередной раз будет дискредитирована, как и сам жанр уличного искусства.

Я боюсь, что нам в ближайшее время позвонит «Коннект» и скажет: «Ну что, готовы сделать фестиваль «Граффити на стенах»? И мне придется осознать, что дело, которому я посвятил треть своей жизни, оказалось в руках бизнес-перекупщиков. Фишка города станет жалкой вторичкой, которую перепродают.

Активная реакция жителей города на эту ситуацию дает нам возможность найти нового партнера. Нам пишут, поддерживают, репостят в соцсетях. При такой огласке мы можем быстрее найти партнера, и если это получится, то фестиваль пройдет в 2020 году. Нам не нужен сейчас разовый спонсор, который хочет хайпануть, это не решит проблемы. Сейчас мы ищем серьезного партнера, который любит город и хочет двинуть его впереди всей планеты. Если мы найдем кого-то, кто поверит в Екатеринбург и в нас, а мы в него, тогда мэтч случится. И мы снова взлетим.