Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Пятнадцать лет назад я выкинул загранпаспорт. Колонка Евгения Фатеева о внутреннем туризме

Пятнадцать лет назад я выкинул загранпаспорт. Колонка Евгения Фатеева о внутреннем туризме
Фото: Анна Коваленко, 66.ru
Директор StreetArt, идеолог фестиваля уличного искусства «Стенограффия» Евгений Фатеев рассказал 66.RU, как два последних десятилетия путешествует только по России, какой город не любит и почему русские люди так не ценят собственные богатства.

У меня нет загранпаспорта. Закончился лет пятнадцать назад. А после и не требовался.
Для себя я решил, что нужно нормально узнать хотя бы одну страну — свою собственную.
Зачем куда-то ехать, если я еще не изучил то место, где родился и вырос? Тем более, Россия безумно разная. Человеческой жизни не хватит, чтобы везде побывать.

Я к границе никогда не испытывал пиетета. Не могу сказать, что Европа меня впечатлила. Обычный турист, приезжающий туда, чаще всего не знает языка и не внедрен в социум. Он видит не страну, а только туристические штампы.

На предыдущей работе я отвечал за региональное развитие. Мне пришлось много ездить по России: от Мурманска до Владивостока, от Астрахани до Смоленска. Я месяцами мог жить в городах, благодаря этому хорошо знаю Иркутск и Челябинск, Санкт-Петербург и Омск, Нижний Тагил и Краснодар, Ярославль и Нижний Новгород и другие. Я знакомился там с людьми, строил филиалы. У нас удивительная страна, богатая красотами. В ней все есть. И Чарские пустыни в Забайкалье, и горы на любой вкус, и моря, и океаны.

Пустыня Чарские Пески, которая находится на самом севере Забайкальского края, в Каларском районе

В каждом человеке есть амбиции открыть что-то новое. Ну, приехал ты в Грецию, и что ты сможешь открыть на занюханном и заплеванном кусочке европейской земли, исползанном миллионами людей вдоль и поперек? А в России это до сих пор возможно. Перед нами неисхоженая страна, где можно найти заброшенный храм, который еще никто до тебя не фотографировал.

Просто мы не любопытные. Еще Пушкин об этом говорил. Нелюбопытство порождает невежество, усугубленное маниакальным желанием самоуничижаться. Эта наша давняя дурь длится как минимум последние триста лет.

Я обожаю Волгу: Нижний Новгород, Волгоград, Самара, Сызрань, Саратов, Ульяновск. Ленинские места с невероятным архитектурным брутализмом. А Кузбасс! Там самые настоящие европейские дороги, повсюду образчики сталинского ампира. А Новокузнецк? Индустриальный Новокузнецк стоит у подножия гор, ты их пересекаешь и выпадаешь в степной, залитый солнцем Абакан. А потом берешь и едешь на автомобиле вдоль Енисея до Красноярска. Там очень красиво, правда.

Зимние льды Байкала

И не надо прибедняться — есть уже какая-то инфраструктура для туристов в России. Недавно был в Ярославле — картинный город с идеальным общепитом. А Переславль-Залесский, а Ростов Великий! Множество обустроенных мест на Алтае. Активно развивается байкальская инфраструктура. Прогрессирует Листвянка, работает Кругобайкальская железная дорога. В России хватает всего, кроме времени, чтобы везде побывать.

Настоящий турист ищет не комфорта, а нового. Мне, честно говоря, интереснее советский интерьер, чем штампованная гостиница с банальным «евроремонтом». И это же прикольно. А если кто-то кривится, что в греческий салат положили что-то не то или не хватает шведского стола — это не турист, а скорее жлоб. Необразованный хипстерок, который не вылезает из смартфона, ничего про свою страну не знает, но заранее ее не любит.

Я боюсь летать и редко это делаю. Я — гурман железной дороги. Сейчас планирую Крым освоить — поеду на поезде и весь его облажу. У меня есть мечта исследовать систему каналов на Соловках. В России, кстати, удивительная система внутренней воды, речной русский мир. Это в Екатеринбурге мы сухопутные, у нас течет нежно любимая мною река Исеть, она же — Переплюевка (улыбка). А я вырос в Сибири и знаю, что такое река. Наверняка приобрету что-то плавающее в Тюмени, чтобы путешествовать по Сибири, и в Перми — для Волги. Плавать — это моя страсть. Хочу изучить все системы каналов. Между Обью и Енисеем, между Белым и Черным морями, между Камой и Северной Двиной.

Енисей — сибирская река, одна из самых длинных и полноводных рек мира

Я все города люблю, кроме одного. И не то, что не люблю, просто не срослось. Скорее всего, по моей вине. Это город Братск в Иркутской области. Не понравился он мне, ничего не могу поделать. Хотя регион обожаю — там Ангара, ГЭС, алюминиевые заводы. А об остальных городах могу сказать много хорошего: Благовещенске и Комсомольске- на- Амуре, Смоленске и Белгороде, Воронеже и Туапсе, Чебоксарах и Ставрополе, и десятках других городов — люблю каждый из них.

Недавно я входил в жюри кинофестиваля «Герой и время» в Железноводске, и разговорился со швейцарцами, которые показывали фильм про альпинистов, спускавшихся с непокоренных гор в Якутии (представляете, у нас есть непокоренные горы!). Они говорили, что Россия — будущая туристическая Мекка для всего мира. По своим знакомым я знаю, что все сейчас бредят Русским Севером и Байкалом. Или Плато Путорана — многие богатые люди стремятся там побывать. К тому же в Ставрополье мне говорили в прошлом году, что затяжная пауза во внутреннем туризме закончилась, и сейчас в Кавминводах (Железноводске, Кисловодске, Пятигорске, Ессентуках, Минеральных водах) мест не найти.

Наши предки собрали для нас удивительную страну. Да, не везде еще по-картиночному прибрано, но это мелочи. Наша страна огромна и крута, и ее обязательно нужно узнать.