Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Нам выпал шанс победить одноразовый мир. Колонка предпринимателя Леонида Кондрича

Колонка
11 июня 2020, 14:57
Фото: Анна Коваленко, 66.ru
У Леонида — семейное швейное предприятие в Верхней Пышме. Во время карантина он перепрофилировал свои цеха и стал шить маски и защитные комбинезоны. В колонке 66.RU Леонид объяснил, как мы привыкли потреблять некачественное, почему именно в пандемию общество может изменить модель потребления и зачем нам стоит равняться на отца Стива Джобса.

Есть отрасль, которая незаметна с первого взгляда, но которая оказывает на нас огромное влияние. Это отрасль дешевых одноразовых вещей. Я сейчас имею в виду не пластиковые стаканчики и тарелки. А вообще любую вещь, купленную из принципа «лишь бы подешевле».

Это явление приучает людей к тому, что не надо задаваться вопросом качества. А зачем? Сегодня заплатил, поработало недолго, сломалось, завтра новое купишь. Зачем ждать чудес, если можно просто взять и поменять. Ну, сломался телефон — ерунда, возьму новый, он же недорого стоил. Купил кроссовки за 800 рублей, порвались — не жалко. Таким образом мы потребляем кучу всего ненужного, генерируем кучу мусора и постоянно тратим деньги.

Возьмем для примера автомобильные запчасти. Оригинальная стоит пять тысяч, неоригинальная, но качественная — три, а самая дешевая — одну. И человек спрашивает себя: а зачем мне покупать запчасть за 5000, если я могу пять раз купить за 1000. Поставил дешевую деталь, а она сломалась. Потом снова. И снова. И ты тратишь время на покупку и поездку в сервис и деньги на замену, вместо того чтобы делать что-то полезное для этого мира. Плоды того детского разговора с папой-столяром известны сегодня многим.

Я читал книжку про детство Стива Джобса. Его папа был столяром, делал шкафы. Он говорил сыну: «Даже задняя стенка должна быть красивой». Стив спрашивал, зачем ты, папа, столько времени тратишь на заднюю стенку, ее же никто не увидит. Отец ему отвечал, мол, если ты делаешь хороший продукт, то он со всех сторон должен быть хорош. Если ты где-то сэкономишь — время, деньги, внимание, усилия, — то рано или поздно это все вылезет наружу.

В Верхней Пышме у нас семейное предприятие — мы 27 лет шьем униформу для работников ресторанов, магазинов, гостиниц. Для тех, кому не подходят вещи из магазинов спецодежды из-за невысокого качества. Часто на клиентских предприятиях специалисты-закупщики поставлены руководителями в ложные рамки «покажите, как вы сэкономили». И спецы начинают собирать с производителей только цифры, например, сколько стоит условный халат. Не обращая внимания ни на качество материала и пошива, ни на крепость ниток, ни на социальную ответственность компаний-производителей. Так могут даже сэкономить процентов тридцать. Берут самое дешевое, и в итоге через три месяца, в лучшем случае через шесть, форма приходит в полный упадок — становится похожа на дырявый мешок из-под картошки. Снова нужно возвращаться к поиску и закупкам. При этом в стоимости этой спецодежды для предприятия, думаете, кто-то учитывает оплаченное рабочее время специалиста-закупщика?

Изменить эту модель потребления «лишь бы подешевле» становится все труднее и труднее. Позабылось парадоксальное на первый взгляд выражение «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Принцип «там сэкономили, тут сильно сэкономили» порождает привычку принятия «некачественности» вообще во всем. Одноразовая одежда, одноразовые машины, одноразовые самолеты, одноразовые АЭС… Одноразовая Земля?

В карантинные дни наблюдаю, как часть людей на улицах и в магазинах ходят в медицинских одноразовых масках, которым уже недели две-три. Маскарад настоящий — то маска болтается на ухе, то на подбородке. Барьерная защитная функция — то, для чего маску приобретали и для чего власти просили ее использовать — не работает. Чистая формальность. Зачем это тогда нужно, я искренне не понимаю. В любом потреблении должна быть осознанность — зачем я это покупаю? А если ответа нет — то отложить покупку до момента прояснения. За исключением сфер, где использование одноразовых продуктов оправдано и экономически, и организационно, а иногда — безальтернативно.

Весной 2020-го у нас было время посидеть дома. Мы не ходили в магазины и не набивали шкафы очередными «одноразовыми» вещами в обмен на краткосрочную порцию удовольствия от процесса покупки. Надеюсь, что этот эффект, когда мы смогли остановиться, выйти из бездумной потребительской гонки и задуматься — на что можно с пользой потратить освободившееся время, сможет продержаться и укрепиться в наших умах. И мы перестанем впустую тратить собственные жизни.

Ольга Татарникова