Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Стрелять на поражение и не нести ответственность. Алексей Бушмаков — о новом законе «О полиции»

Колонка
10 июня 2020, 12:02
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
13 мая в Госдуму внесли на рассмотрение поправки в Федеральный закон «О полиции». Предлагается разрешить стражам порядка вскрывать автомобиль и проникать в дома без присутствия хозяина, а также чаще пользоваться оружием. Еще в законе есть формулировка «не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей», которой можно оправдать любые действия оперативников. В колонке 66.RU юрист Алексей Бушмаков рассуждает, почему предлагаемые поправки не нужны и как они могут сделать жизнь хуже.

Если вчитаться, то закон о полиции в нынешней редакции никак не мешает оперативникам применять силу, стрелять или вскрывать автомобили в необходимых случаях. Сейчас они только официально пытаются разрешить то, что и так не запрещено. Единственное, что мне кажется новым, — полицейский иммунитет.

Я категорически не согласен с тем, что полицейских освободят от ответственности за действия на службе. Наоборот, на любом представителе силовых ведомств должна лежать презумпция вины. Что бы они ни сделали, судья должен склонять к тому, что, скорее всего, они виноваты. А освобождение полицейского от ответственности повлечет за собой произвол.

Такие колоссальные полномочия, которыми хотят наделить наших сотрудников полиции, хороши только в местах с развитым правовым режимом, странах, где отсев и контроль за набором кадров развит и самодостаточен. Если вы посмотрите, кто составляет основную часть оперативников у нас, то это, как правило, люди, окончившие девять классов, ПТУ и даже не всегда служившие в армии. Они находились на иждивении родителей, а когда им все надоело, решили пойти в полицию. Это типичный портрет оперативника в современной России, который я вижу из своего опыта. У меня были судебные дела с полицейскими — трое осуждены и отсидели, трое сейчас отбывают наказание, и еще по троим сейчас слушается дело об изнасиловании. Вузы из них никто не окончил.

С точки зрения международного законодательства — тот же ЕСПЧ говорит, что в государстве должна быть сила, которая будет применять оружие. Но все это насилие должно иметь законную цель, должно быть обосновано. По моему опыту, в судебных процессах чаша весов будет склоняться не в пользу простых граждан, против которых применено оружие.

С таким законом наряд ППС может открыть огонь на поражение даже на простой семейной разборке, если кто-то двинется в их сторону с ножом, табуреткой или палкой. У меня в практике также были дела с причинением насилия полицейским: суды могут квалифицировать как применение насилия, даже если вы что-то кинете в сторону стража порядка — носок, лампочку или губку от обуви. Не в него, а в сторону. Этого достаточно, чтобы лишить человека свободы и расценить как применение насилия или попытку угрозы.

Любой закон должен облегчать гражданам жизнь. В данном случае я не питаю надежды, что будет лучше или легче простым гражданам. Если сотрудник квалифицированный, то в принципе эти нормы соразмерны и адекватны. А если мы имеем тот уровень полиции, о котором я сказал выше, то это никуда не годные поправки.

Эти поправки адресованы не только полицейским, но и нам, простым людям. Теперь мы знаем, что полицейский в случае чего может в нас выстрелить. И мы должны вести себя лояльно, не провоцировать, не угрожать и не предпринимать никаких действий.

Алексей Шахов