Итальянцы начали возвращаться к «нормальной» жизни. Нормальной в кавычках, потому что все мы понимаем, что прежней̆ жизни уже не будет: маски и социальная дистанция — наша новая реальность.
Вчера действительно открылось «всё», но миланцы не спешат в людные места. Вирус никуда не делся, он все еще тут, и это заметно по поведению людей: больше гуляют в парках, чем ходят по музеям и магазинам. А поезда в метро и вовсе ходят полупустые, даже в час пик.
Какая-то часть горожан, конечно, считают все это ненужными правилами и злостно их нарушают: носят маску под подбородком, не соблюдают дистанцию. Их, наверное, немного, но они бросаются в глаза. Такое поведение, конечно, вызывает осуждение, хотя тут не принято с лавочки кричать в духе «вот проститут! масчонку напялил коротехонькую, что даже рот не прикрывает!». Максимум, на что способны итальянцы, — осуждающий взгляд и возмущенное перешептывание.
За соблюдением масочного режима и дистанции строго следят в магазинах и других общественных местах, и там, конечно, работники не просто сделают замечание, а даже не пустят тебя внутрь без маски. Улицы патрулируют полицейские, но они тут тоже не особо докапываются до людей, могут вмешаться только по просьбе или если кто-то совсем уж вопиющее что-то вытворяет. К тому же при виде полицейских все сами натягивают маски и отходят друг от друга, как и везде.
Среди наших друзей и знакомых царит осторожная радость: с одной стороны, люди рады окончанию карантина, а с другой — не торопятся пуститься «во все тяжкие». Многие отменяют отпуска, потому что не хотят жить в гостиницах, обедать в незнакомых местах и купаться в общих водоемах.
Мэрия Милана еще в апреле опубликовала подсчеты, по которым общественный транспорт должен будет втрое снизить пассажиропоток, чтобы соблюсти социальную дистанцию. То же самое — в магазинах, кафе, театрах и других общественных местах.
После частичного снятия ограничений стало понятно, что люди избегают пользоваться метро и автобусами и больше пользуются личными авто. Вот что делает наша мэрия, чтобы мы не задохнулись от выхлопных газов, а пиццерии не закрылись из-за маленькой проходимости.
Пандемия очень четко подсветила наши проблемы в градоустройстве, госуправлении, здравоохранении, экономике. И круто, что есть хотя бы кто-то, кто готов что-то менять. Мэры Милана, Парижа, Барселоны — мои герои в этом плане. С другой стороны, боюсь, мир гораздо более ригиден, чем мы предполагали, и для серьезных перемен нам нужно будет пережить еще парочку кризисов, возможно, еще более суровых, чем эта пандемия.