Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Американцы и русские по-разному относятся к пандемии. Колонка запертого в Сан-Диего Артема Дрыганта

Американцы и русские по-разному относятся к пандемии. Колонка запертого в Сан-Диего Артема Дрыганта
Фото: Анна Коваленко, 66.ru
Основатель Be Brand Group Артем Дрыгант, оказавшись взаперти в Калифорнии, рассказал 66.RU о разнице в отношении к пандемии между русскими и американцами, объяснил, как изменится рынок после изоляции и почему сейчас — лучшее время для пересмотра собственных идеалов.

Мир разделился на два лагеря. Одни считают: пандемия — это мировой заговор с целью лопнуть финансовый пузырь и сбалансировать экономику. Другие верят, что вирус вправду опасен и необходимо переждать.

По большей части я придерживаюсь второй точки зрения. Моя запланированная поездка в Америку выпала на момент, когда из-за пандемии закрыли границы. Оказавшись запертым в другой стране, я наблюдаю за развитием ситуации и реагирую на изменения сразу в двух противоположных точках мира: России и США.

Для начала хочется сказать о разнице в отношении людей. Она сильно ощущается на уровне осознанности и ответственности. В Екатеринбурге на седьмой день самоизоляции люди устали и вышли на улицу по своим делам. В США такого нет. Еще до пика пандемии американцы стали чаще оставаться дома. Дистанция в 6 футов (примерно 2 метра) соблюдается каждым без исключения, просто потому что так комфортней. Люди делали это еще до официальных указов и введений карантина.

Бизнес здесь не затормозился. Магазины, рестораны перешли в формат доставки. Компании быстро адаптировались, перевели сотрудников на удаленку. Все работают так же, как и мы, по skype, совершают сделки. Несмотря на хорошую финансовую «подушку безопасности», американские компании все равно вынуждены сокращать расходы, в том числе зарплаты. Если в России подобные решения воспринимаются сотрудниками негативно, то у американцев более философский подход: «Мы на бизнес-ланчи не ходим, на машине не ездим, не ходим в магазины, а значит, и тратим меньше. Поэтому снижение зарплаты ощущаем не так остро».

Многие сейчас задаются вопросом: «А что будет после? Как поменяется наша жизнь?». Наблюдая за изменениями в компании, я понимаю, что часть людей не вернется в офис. За два месяца мы научимся работать на удаленке без потери качества и эффективности. Те 600 кв. метров офиса будут не нужны. Кто-то будет работать из дома, кому-то комфортно будет в коворкингах. Работодателю проще доплачивать сотруднику, чтобы он смог самостоятельно организовать себе рабочее место. С точки зрения административных расходов это выгоднее, чем содержать большой офис, следить за его чистотой и технической поддержкой.

Если говорить о восстановлении рынка маркетинга и ивентов, то хочется верить, что после снятия ограничительных мер люди вернутся в офлайн. Они с радостью пойдут на концерты, фестивали, городские мероприятия. Безусловно, разрешать будут постепенно, чтобы избежать новых вспышек. Я рассчитываю, что рынок ивентов быстро восстановится благодаря этому.

Заведения начнут заполняться людьми, а рестораторы, адаптировав бизнес под изменившиеся условия, начнут предлагать гостям что-то новое. Я уже сейчас наблюдаю за тем, как рестораны стали активнее развивать рынок доставок. Например, в США это рынок давно шагнул вперед. По данным сервиса Statista за 2019 год, всего 16,5% российских пользователей заказывают онлайн-доставку еды, тогда как в США охват 28,5%. В России эта тенденция будет развиваться дальше, догоняя показатели зарубежья. Продолжит развитие e-commerce. Ведь чем проще потребителю купить товар, тем охотнее он будет это делать.

Если говорить о поддержке бизнеса сейчас, то я выбрал для себя простую позицию — покупайте у соседа. Поддержите друг друга. Если у вас есть возможность, закажите доставку в ресторане, чтобы он продержался еще один день. Купите хлеб не в супермаркете, а в булочной по соседству. Крупные игроки выживут, а вот малый бизнес можно только поддержать такими простыми вещами. Бизнес — это ведь не только про деньги. Это про создание чего-то, объединение людей вокруг общей идеи. В наших силах к этой идее присоединиться и помочь.

Каждый запомнит этот год. Не будет ярче события, чем пандемия и кризис. Нам дается время, чтобы остановиться в этой бесконечной гонке и переосмыслить жизнь, сменить приоритеты и приобрести новые ценности. Используйте эту возможность и оставайтесь дома.