Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Виртуальный вирус убивает не только людей, но и медицину. Колонка врача Александра Гальперина

Виртуальный вирус убивает не только людей, но и медицину. Колонка врача Александра Гальперина
Фото: 66.ru
Медицинский директор объединения «Новая Больница», бывший главврач ЦГБ № 3 Александр Гальперин объясняет читателям 66.RU, к чему приведет мобилизация медицинской помощи, насколько эффективен противомалярийный препарат, который хвалил Дональд Трамп, и почему мы никогда не узнаем, сколько людей на самом деле погубил COVID-19.

Честно скажу, я не верил, что иностранная болезнь (как называют ее некоторые доктора) придет в Екатеринбург. SARS-Cov-2, она же COVID-19, она же новая коронавирусная инфекция, она же корона. На сегодня в нашем городе подтверждено 33 случая. В России количество заболевших (а точнее, подтвержденных случаев) приближается к двум с половиной тысячам. Не пережили болезнь уже 17 человек. Реальность все больше напоминает голливудский фильм. Судя по всему, мы в начале пути. В ближайшие месяцы нам с этим жить. Как-то жить.

Вирус новый. Против него нет вакцины и нет специфического лечения. Препараты, которые с подачи президента Трампа скупили наши соотечественники, в нормальной жизни ни один врач бы не назначил. Это так называемый off-label, то есть использование препарата не по назначению. Но на войне можно и отойти от основополагающих медицинских принципов. Вдруг поможет. Тем более опубликованы данные, что 26 больным стало от этого легче. Главное, чтобы люди, скупившие этот препарат, не стали его принимать для профилактики. Можно просто почитать инструкцию и увидеть, что у него много побочных действий. Реальных доказательств пользы нет.

До недавнего времени мне казалось, что самое страшное в новой болезни то, что с этим вирусом человек раньше не встречался и ни у кого нет к нему иммунитета. Ни у кого. К тому же он довольно долго сохраняется во внешней среде. По последним данным, на пластике он жизнеспособен до 72 часов, на металлических поверхностях до 48 часов, на картоне до 24. Это много.

Все это значит, что вирус может быстро и беспрепятственно поразить практически неограниченное количество людей. Да, судя по всему, большинство перенесет инфекцию либо вообще без симптомов, либо очень легко. Но будет процент тяжелых случаев, а какой-то процент людей умрет. И этот процент выше, чем от обычного гриппа, против которого мы успешно прививаемся и против которого есть лекарства.

Возможный взрывообразный рост не в состоянии переварить ни одна система здравоохранения. Поэтому только противоэпидемические меры могут сгладить кривую роста и сохранить ресурсы медицины.

Но чего я не видел раньше — что этот, пока еще скорее виртуальный, вирус убивает не только людей, но и медицину. Мы, прогнозируя, что рост заболеваемости будет, перепрофилируем отделения и целые больницы под коронавирус. Отменяются плановые приемы в поликлиниках, плановые госпитализации и операции в больницах. Медицина мобилизуется для борьбы с коронавирусом. Это правильно? Конечно.

Но что такое плановые приемы? Бабушка записалась к терапевту или, если повезло, к кардиологу для коррекции давления. Она этого не получит. Другой человек обратился к врачу с неострыми болями, тревогами, недомоганиями и другими как бы незначительными жалобами. Человеку нужен совет, поддержка, коррекция лечения. Этого сейчас не стало. Временно. Насколько временно?

Плановые госпитализации, операции. Если они были не нужны, то спасибо коронавирусу, мы про это узнаем. Сможем заново посмотреть на помощь, которую оказываем, и, возможно, прекратить делать ненужные назначения. А если нужны? Сколько людей будет чувствовать себя хуже и даже умрет от этих плановых состояний? Не знаю. Никто не будет вести эту статистику и публиковать ежедневные сводки.

Предпринимаемые сейчас меры беспрецедентны, и с ними не поспоришь. Но вирус уже разрушает гораздо больше, чем публикуется в ежедневных сводках. Наши мозги и мысли, ресурсы здравоохранения постепенно поглощаются коронавирусом. И так происходит по всему миру. А напомню, что от сердечно-сосудистых заболеваний умирает гораздо больше людей, чем публикуется в самых страшных итальянских сводках.

Дай бог, чтобы это быстрее закончилось… Оставайтесь по возможности дома, мойте руки, не касайтесь лица, соблюдайте дистанцию в 1,5 метра. И берегите психическое здоровье. Находите радости в сложившейся ситуации. Это все пройдет.