Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Область
Заразились
65970 +378
Выздоровели
58419 +385
Умерли
1839 +18
Россия
Заразились
3612800 +21734
Выздоровели
3002026 +23262
Умерли
66623 +586

Карантин Павла Матяжа: 10 сериалов и фильмов для тех, кто спрятался дома от коронавируса

14 марта 2020, 10:33
Карантин Павла Матяжа: 10 сериалов и фильмов для тех, кто спрятался дома от коронавируса
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В эти кинематографические дни, когда планета охвачена пандемией коронавируса, а правительства, в отчаянии предпринять что бы то ни было конструктивное, объявляют глобальный карантин, ну то есть просто запрещают своим гражданам выходить из дома, есть смысл послушать их. По крайней мере для того, чтобы успеть посмотреть кино. Тем более что мор, чума, разнообразные вирусы и эпидемии волнуют кинематографистов довольно давно. Не выходи из дома, не совершай ошибку.

1. «Заражение». Режиссер Стивен Содерберг, 2011 год

Первый фильм, который приходит на ум в связи с коронавирусом, — «Заражение» Содерберга. Совершенно пророческая штука. И относительно недавняя, надо сказать. У вируса там покороче инкубационный период, все-таки это художественный фильм, который идет два часа, а не две недели, но в остальном все предсказано — начинается, например, с летучей мыши и тоже в Азии.

Фото: kinopoisk.ru

Кино чудесное, в кадре одновременно семь лауреатов премии «Оскар» (Мэтт Дэймон, Джуд Лоу, Кейт Уинслетт, Гвинет Пэлтроу, Марион Котийяр, Лоуренс Фишберн, Брайан Крэнстон), но все они в каких-то необязательных и эпизодических ролях, на заднем плане, надолго в фокус из них почти никто не попадает.

Фото: kinopoisk.ru

Это потому, что в главной роли – сам вирус, жуткий и непобедимый, вездесущий, неотвратимый, как сама смерть. Он уравнивает и безымянных статистов, и многократных лауреатов кинематографических премий, и миллиардеров, и суперзвезд, и так далее. Все мрут как мухи.

Фото: kinopoisk.ru

Такое презрение к суперзвездам можно объяснить еще и тем, что фильм этот не о том, как человечество спасает пассионарность и героизм какого-то конкретного доктора или ученого. Наоборот. Он о том, что система — это хорошо, и если она работает, то только она всех и может спасти.

Фото: kinopoisk.ru

Хорошие режиссеры обычно рассказывают про себя, про художника, творца, пассионария, некую особенную, выдающуюся личность, уникума. Они все анархисты-индивидуалисты, агенты хаоса. А Содерберг как раз такой – великий, большой американский художник. Такой парень станет воспевать государство и систему здравоохранения только в крайнем случае.

Фото: kinopoisk.ru

Стивен, похоже, решил, что крайний случай настал. И сделал фильм про безликий системный подвиг. Про теток с фиолетовыми волосами из минздрава, медсестер, врачей, у которых из-за масок только глаза видно, каких-то околомедицинских бюрократов, секретарей, которые там просто на телефоне где-то сидят. Про работников системы здравоохранения, которые от этого вируса гибнут пачками, их уносят на кладбище и тут же заменяют другими такими же. Каждодневный подвиг всех вместе и никого в отдельности побеждает эпидемию.

2. «Вирус». Режиссер Ким Сон-су, 2013 год

В отличие от фильма Содерберга, в «Вирусе» слишком много актерской игры. Есть романтические линии, герои и злодеи, полно детей.

Фото: kinopoisk.ru

Поэтому в «Вирусе» система проваливается. И надежда остается только на героев и молодцов, классных корейских мужчин и женщин. Правительство ведет себя предсказуемо бесчеловечно и просто блокирует целый город, обрекая всех оставшихся в карантине на смерть.

Фото: kinopoisk.ru

Им приходится сгущать краски. В Ухане китайцы поступили точно так же. Просто заблокировали город. Но никто не умер. Ну то есть кто-то умер, конечно, но далеко не все. Возможно, потому, что не началась паника.

Фото: kinopoisk.ru

Если главным героем «Заражения» стала система, то в «Вирусе» это как раз хаос и паника. Тут подробно рассказывается, насколько опасен страх и убийственна истерика. Страх смерти, страх заразиться, страх ответственности. Море разнообразных страхов — это лейтмотив «Вируса». Расширенные от ужаса корейские глаза, мечущиеся в панике люди, которые крушат и убивают, не помня себя от страха.

Фото: kinopoisk.ru

Отличное пособие о том, как делать не надо и что бывает, когда система слаба и не работает. Нас в первую очередь касается.

3. «Поезд в Пусан». Режиссер Санг-Хо Ён, 2016 год

Раз уж мы заговорили про южнокорейцев, есть смысл вспомнить еще один недавний фильм на тему вирусов и заражений. Он несколько нетипично выглядит в общем ряду, потому что зомби-хоррор.

Фото: kinopoisk.ru

Тут тоже будет паника и героизм. Видимо, в Корее без этого никак. И то и другое на этот раз локализовано в отдельно взятом поезде. Что тоже довольно типично для Кореи, они там любят поезда не меньше, чем англичане.

Воскресный папаша обещал дочери вернуть ее маме в день рождения. И поэтому они поехали в этот злополучный Пусан.

Фото: kinopoisk.ru

Вокруг уже бушует эпидемия, но спутать ее с эпидемией коронавируса невозможно, поскольку зараженные не умирают, а превращаются в зомби. И набрасываются на окружающих. Это придает фильму динамики, которой лентам про вирусы и эпидемии так не хватает.

Фото: kinopoisk.ru

Два часа подряд действие не замирает ни на секунду. Герои всеми силами пытаются изолировать себя от внешней среды: то прячутся в туалете, то хотят сойти на какой-то безлюдной станции, то лезут на крышу. Поскольку внешняя среда агрессивна, изолироваться от нее еще сложнее, чем от коронавируса.

Фото: kinopoisk.ru

В контексте обсуждаемой темы это про то, что бесполезно пытаться уехать от вируса в деревню на общественном транспорте.

4. «Эпидемия». Режиссер Вольфганг Петерсен, 1995 год

Более ранний, снятый еще в девяностые фильм-предупреждение немецкого экспата в Голливуде Вольфганга Петерсена. В детстве я рыдал над его «Бесконечной историей», а сейчас плачу, когда смотрю его «Лодку». Короче говоря, Петерсен гений. Ну или по крайней мере был им, пока не приехал в Штаты.

Фото: kinopoisk.ru

«Эпидемия» немного похожа на «Заражение», но только количеством оскароносных героев. С эпидемией в клевых желтых комбинезонах сражаются Дастин Хоффман, Кевин Спейси, Морган Фримен, Рене Руссо и Кьюба Гудинг-младший.

Фото: kinopoisk.ru

Вирус тут приехал из Африки, из зоны какой-то бесконечной партизанской войны и вырвался за пределы карантина в небольшом американском городе. Но раз уж в кадре началась война, то она не закончится до самого конца. Может, это потому, что Петерсен немец. В смысле, очень дотошный.

Фото: kinopoisk.ru

Главными злодеями в «Эпидемии» изображены американские военные. Морган Фримен принимает разнообразные драконовские меры и настолько перегибает палку, что даже до применения атомного оружия дело доходит.

Фото: kinopoisk.ru

Это про то, чем все всегда заканчивается, когда решения начинают принимать военные. И еще о том, как много шороху может наделать одна-единственная обезьяна.

5. «Двенадцать обезьян». Режиссер Терри Гиллиам, 1995 год

Тут не про то, как вести себя во время эпидемии, а про то, что делать, когда она уже закончилась и все вокруг умерли.

Фото: kinopoisk.ru

Связь с реальностью у этого фильма отдаленная. Хотя это, конечно, вопрос вероятности.

Так или иначе, человечество погибло, на поверхности Земли бушует адский вирус, мутировавший настолько, что выкашивает он исключительно homo sapiens, а все остальные — от шимпанзе до пауков и тараканов — в полном порядке. Об этом давно мечтают экологи во главе с Гретой Тунберг.

Фото: kinopoisk.ru

Один из немногих выживших, которые ютятся в канализации, — Брюс Уиллис. Это сразу настраивает на определенный лад. Но здесь он не будет никого спасать, хотя, конечно же, попытается. Вопросы героизма, роли личности в истории и пассионарности поднимаются, но в другом смысле. Это про то, насколько далеко может зайти человек в своей гордыне, эгоизме и амбициях.

Фото: kinopoisk.ru

Ну и о том, что можно, конечно, делать вид, что ничего не происходит и бушующую вокруг эпидемию придумали и раздувают журналисты, но только шансов это тебе не добавит.

6. «Восстание планеты обезьян». Режиссер Руперт Уайатт, 2011 год

Тему обезьян и некоего первобытного наследия человечества как вида не так просто оставить. В том смысле, что, возможно, мы заслужили эту пандемию, вирусы все эти, мор, язву и чуму.

Фото: kinopoisk.ru

В принципе, вся франшиза про «Планету обезьян» вертится вокруг ответственности человека перед планетой. Съемки первого фильма начались в лето любви 1967 года, что символично и трогательно само по себе. Одни кадры со съемочной площадки со всеми этими актерами-хиппи чего стоят. Первый фильм был чистой фантастикой в прямом и переносном смысле, в главной роли там был Чарлтон Хестон, и он был про космонавтов, которые оказались на планете, населенной разумными говорящими по-английски приматами.

Фото: kinopoisk.ru

Ну и пошло-поехало. На данный момент сняли девять фильмов, один из них снимал сам Тим Бертон, а в последнем, который вышел в 2017-м, был уже полнейший постапокалипсис: на замерзшей планете остатки шимпанзе и горилл сражались с остатками человечества. Закончилось у них все довольно печально. Но про то, что ничего нельзя доверить военным, мы уже говорили.

Фото: kinopoisk.ru

Конкретно «Восстание» я выбрал потому, что тема создания и распространения вируса и тема человеческой вины за это там звучит без каких-либо иносказаний, очень доходчиво, простыми словами и буквально.

7. «Нечто». Режиссер Джон Карпентер, 1982 год

О том, как человечность и бесчеловечность могут помочь в борьбе с заражением, снял свой легендарный фильм Джон Карпентер. К тому же это единственный в моем списке фильм, в котором люди к происхождению вируса точно не имеют отношения. Потому что на этот раз зараза инопланетного происхождения.

Фото: kinopoisk.ru

Несмотря на это, с ситуацией в России у «Нечто» очень много общего. Во-первых, дело там у них происходит в Антарктиде, где такой же, как у нас, перманентный дубак. А во-вторых, там так же, как у нас здесь, не самое большое количество людей на квадратный километр обитает.

Фото: kinopoisk.ru

С одной стороны, для эпидемии в масштабе планеты это здорово, потому что очаги заражения легче локализовать. А с другой, если ты уже оказался внутри такого очага, хорошего мало.

Фото: kinopoisk.ru

Курт Рассел, практически ничего не говоря, но зато под музыку Энио Морриконе, будет пытаться локализовать инопланетную заразу и выяснять, кто из его коллег все еще человек, а кто уже нет. Вечная классика.

Фото: kinopoisk.ru

Про то, что, если заразился, не пытайся встречаться с клиентами и отмечать День Победы в кругу старших родственников. Представь, что ты в Антарктиде, а у тебя в крови инопланетная зараза, которая может весь мир уничтожить, если не замерзнет здесь вместе с тобой.

8. «Судороги». Режиссер Дэвид Кроненберг, 1975 год

В компанию Карпентеру хочется добавить еще какой-нибудь фантастики. Кроненберг в 70-е только начинал и «Судороги» – его первый полнометражный фильм. Но дебют оказался очень мощным.

Фото: kinopoisk.ru

Вирус в этом фильме разносят маленькие мерзкие пиявки, которые расплодились в водопроводе гигантского жилого муравейника. Проникнув в тело человека, они многократно увеличивают его сексуальное желание. Да, звучит, как рецензия к порнушке, но это нет так. Это довольно прорывной для своего времени хоррор, снятый за несколько лет до «Кошмара на улице Вязов» и «Хэллоуина».

Фото: kinopoisk.ru

Просто в 1975-м распространение венерических болезней волновало человечество больше, чем всякое ОРВИ. «Судороги» стали актуальным комментарием по поводу эпидемии СПИДа. Вот бы они удивились, если бы узнали, сколько шуму может быть из-за гриппа.

9. «Противостояние». Режиссер Мик Гаррис, 1994 год

Но вернемся к гриппу. Если эта наша коронавирусная пандемия затянется, нам могут понадобиться фильмы подлиннее. Разработанному в лаборатории и вырвавшемуся на волю штамму вируса гриппа посвящен четырехсерийный мини-сериал, снятый по роману Стивена Кинга «Противостояние».

Фото: kinopoisk.ru

Сам маэстро Кинг был не удовлетворен этой экранизацией: многие события, сюжетные ходы и даже персонажи книги в фильм не попали. Но «Противостояние» — это канонический пример постапокалиптики, в любом случае. Основа для множества будущих книг и фильмов.

99% человечества вымерло от гриппа, который был разработан армией США. Конспирологи всего мира уверены, что нынешний китайский коронавирус — это тоже биологическое оружие. Непонятно только, кем и против кого оно направлено. Но у Кинга это далеко не главный вопрос. Там у него и демоны, и мистика, и черная магия — все, что положено маэстро ужаса.

Фото: kinopoisk.ru

В XXI веке этот сериал немного подзабыт, но на волне коронавируса Кинг снова заинтересовал продюсеров. Сейчас на канале CBS планируют перезапуск «Противостояния», в первом сезоне будет 10 серий, что само по себе воодушевляет. Сам Кинг, когда писал оригинал, планировал создать грандиозный эпос на уровне «Властелина колец». Получилось у него, на мой взгляд, не вполне, но так или иначе совершенно очевидно, что грипп все-таки не стоит недооценивать.

10. «Болотная тварь». Создатель Гари Доберман, 2019 год

Еще один сериал, посвященный эпидемии, сняли в прошлом году на стриминговом сервисе DC Universe. Правда, тоже на классическом материале. «Болотную тварь» в разные годы рисовали и DC, и Vertigo. С 1972 года к сюжету кто только не подступался, включая британца Алана Мура.

Фото: kinopoisk.ru

Любопытна эта история в основном потому, что, с одной стороны, это про борьбу с распространением смертельной эпидемии «зеленого гриппа», а с другой — супергеройский эпик.

Тут тоже все умирают от гриппа, но на этот раз менее массово. Было бы слишком предсказуемо опять выкосить человечество под корень, как маэстро Кинг.

Фото: kinopoisk.ru

Экзотический грипп распространяется вокруг живописных луизианских болот. Помимо вездесущих американских корпораций, к этому причастны некоторые не совсем обычные местные обитатели. Эпидемии не дали распространиться совсем уж нетривиальным способом — после первого сезона сериал просто закрыли, оставив пандемию в подвешенном состоянии.

Фото: kinopoisk.ru

Было бы отлично, если и с коронавирусом можно было бы так же. Хотя, кто знает, может быть, это так и есть. Слишком уж сильно выпуски новостей похожи на сцены из фильмов.