Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Травля бизнеса, «свои» люди, взятки. Взгляд на работу ФНС, которой руководил новый премьер

17 января 2020, 17:35
Колонка
Травля бизнеса, «свои» люди, взятки. Взгляд на работу ФНС, которой руководил новый премьер
Фото: Ирины Екимовских для 66.RU
Михаила Мишустина, ставшего новым премьер-министром России, многие называют эффективным руководителем, который вывел Федеральную налоговую службу на новый технологический уровень: электронные операции стали быстрее, а сотрудники в отделениях – компетентнее и вежливее. Директор аудиторской группы «Капитал» Ирина Екимовских, которая знает работу налоговой изнутри, в авторской колонке для 66.RU говорит совсем об обратном.

Назначение Мишустина – новость как минимум противоречивая.

О господине Мишустине говорят как об эффективном руководителе, продвинутом и современном менеджере. И тут у меня возникает вопрос. Как давно вы были в налоговой службе?

Если в организации происходят перемены, этого нельзя не увидеть, приходя в компанию.

За последние 10–15 лет в налоговой службе не поменялось практически ничего! Те же обшарпанные стены, потасканная мебель, те же злые и уставшие налоговые работники. Хотя нет, поменялось — с тобой, как с предпринимателем, разговаривают гораздо хуже, чем 10 лет назад.
Если раньше ты мог защищать свои права с помощью юриста, то сейчас налоговая тебе просто отказывает в действиях, которые ты вправе совершить. Например, сменить юридический адрес. Но налоговая говорит: «Нам здесь такой налогоплательщик не нужен, мы вам откажем в регистрации». На твои возражения — «Как же, вы не имеете права?» — отвечают просто и нагло: «Нам пофиг. Вот вам отказ».

Потому что правда сегодня на стороне налогового органа. Банковская система находится на службе у налоговой. В судах 90% дел решается в пользу налогового органа. Предприниматели завалены налоговыми требованиями, вызовами на допрос, проблемами с блокировкой счетов.

Но вернемся к термину «эффективный руководитель». Какими компетенциями и личностными характеристиками должен обладать такой человек?


Хороший руководитель — это прежде всего лидер, который ведет команду за собой и имеет вдохновляющую цель. Цель, которая объединяет, воодушевляет и меняет окружающий мир к лучшему. Может быть, вы заметили горящие глаза налоговых инспекторов, когда с ними общались? Я — нет.


Хороший руководитель обозначает принципы и ценности, которые разделяются теми, кто работает в компании. В моей организации сформулированы ценности: уважение, порядочность, эффективность, компетентность, ответственность, профессионализм. А какие ценности сегодня в налоговой инспекции? Какое отношение к предпринимателю сегодня считается нормой в налоговой службе?

Хороший руководитель – тот, кто умеет подбирать в команду лучших людей и мотивировать их на достижение выдающихся результатов. Управляющая команда ФНС РФ по Свердловской области была сформирована почти 10 лет назад и практически не менялась. Возможно, они все такие эффективные менеджеры, а возможно, просто «свои люди», отдельная каста, куда посторонним вход воспрещен.

И главное, хороший руководитель не теряет связи с реальностью. Он понимает, чем обусловлены его достижения. Государство потратило огромную сумму денег на автоматизацию налоговых органов. IT система контролирует все действия налогоплательщиков. Система контроля стала прозрачной и автоматической. Но что по сути изменилось в структуре налогового органа? Раньше предприниматели находили возможность «договориться» с налоговым органом, и стоило это 1–3 млн рублей. Но сегодня ведь то же самое, при всей прозрачности системы предприниматели находят способы решить «налоговые претензии». Только суммы сегодня совсем другие — в несколько раз больше.

Может быть, это детские страхи, но я боюсь, что моя страна превратится в застойную тоталитарную структуру, где балом правят силовые ведомства. Где на каждого есть толстая папка информации и предприниматель носит дань, чтобы получить возможность просто работать.