Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Кто сторожит сторожей? Павел Матяж о новом фильме Юрия Быкова

23 октября 2019, 16:24
Кто сторожит сторожей? Павел Матяж о новом фильме Юрия Быкова
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Режиссер Юрий Быков выпустил свою пятую полнометражную психологическую драму о Родине. На этот раз в качестве локации он выбрал заброшенный советский санаторий, а персонажи борются не с системой, а сами с собой.

Дебютный фильм Быкова «Жить» 2010 года всерьез никто не воспринимает. Не то чтобы он вышел комом. Но просто, возможно, на фоне одноименного фильма Василия Сигарева 2012 года быковский выглядит как студенческая работа, беззубым, незрелым каким-то. Поэтому когда говорят о Быкове-режиссере, имеют в виду «Дурака» и «Майора». Вот тут автор четко определился с политической и нравственной позицией. Коррумпированные и полностью охреневшие от собственной безнаказанности чиновники и менты несколько жестоких часов подряд превращали жизнь простых граждан в ад на потребу своим черным душам. После этого Быкова возлюбили оппозиционеры и возненавидели охранители.

Фото: kinopoisk.ru

Но в 2017-м Быков сделал разворот на 180 градусов. И без того не самая длинная фильмография режиссера оказалась поделена надвое злополучным сериалом «Спящие», который он сделал в 2017-м для Первого канала. Несколько 40-минутных серий доблестные агенты ФСБ предотвращали оранжевую революцию, которую с помощью своих «спящих» агентов пытался устроить злокозненный Госдеп. Жарким летом прямо в центре Москвы.

Фото: kinopoisk.ru

Для влюбленных в Быкова либералов это был удар в самое сердце, конечно. Переход был таким резким, что послужил поводом для экстравагантных теорий заговора: ну может, у него всю семью в заложниках держат? Когда первоначальный шок прошел, на Быкова обрушился шквал критики. Несколько недель подряд фамилия «режиссера-предателя» не сходила с первых строчек новостных лент. Все более-менее значимые общественные деятели публиковали разгромнейшие рецензии и давали самые нелицеприятные оценки творческой позиции автора. А сам он заявил, что намерен «уйти в тень» и «залечь на дно». Многие интерпретировали это как уход из кино.

Фото: kinopoisk.ru

Но не тут-то было. Через несколько месяцев после скандала вышел «Завод». Восставшие рабочие боролись там с бандитами в лице директора завода и его небольшой персональной армии. А теперь вот подоспел и «Сторож». Место полузаброшенного завода занял такой же никому не нужный старый советский санаторий. Товарищи по несчастью остались в предыдущем фильме. В новом главный герой один как перст. Усиливает эффект еще и то, что в главной роли на этот раз снялся сам режиссер. Похоже, что Быков решил вернуться к своей дебютной картине. Без политики, без остросоциальной проблематики. Просто жить.

Да, конечно, это по-прежнему жуткая трагедия, быковские герои – глубоко несчастные страдающие люди, но причины этого у них сугубо личные, прочие заменены некими фигурами умолчания, также как в «Заводе». А выявление и борьба с причинами всеобщего отчаяния, апатии и депрессии, опять же как в «Заводе» заменена борьбой со следствием этого отчаяния, ну и всего остального. Поэтому в «Стороже» тоже появляются очень плохие дяденьки с пистолетами, наряженные в черное. Они не имеют никакого отношения к государству, не представляют никакое ведомство, а как будто выпали из 90-х, которыми последние 20 лет детей пугают. Эдакое вечное российское зло, разбойники, бандиты и негодяи, с которыми по умолчанию призваны бороться все герои.

Фото: kinopoisk.ru

Впрочем, нынешний быковский персонаж совсем не герой, и бороться он ни с кем не намерен. Указующий обвиняющий перст он направляет на самого себя. И доводит этими обвинениями до полного отчаяния. Ну в смысле, буквально. За первые пять минут фильма герой доходит до точки и идет вешаться. В зале в этот момент слышен смех. Ну, реально довели человека.

Фото: kinopoisk.ru

Место для совершения самоубийства Быков выбрал действительно подходящее. Оно, впрочем, не озвучивается, как это обычно у него бывает. Просто некое пространство, небольшой уголок России, на вечно заснеженных просторах нашей гигантской страны таких мест много. Отрезанный зимой от всего света старый отель. Вокруг на сотни километров ни души.

Фото: kinopoisk.ru

Кажется, еще чуть-чуть, и заиграет старенькое радио, зашевелятся постояльцы запертых комнат, а обезумевший сторож начнет носиться с топором по бесконечным пустым коридорам. И потекут реки бутафорской крови. Но ничего подобного, это Россия Юрия Быкова, сынок. Здесь нет никакой мистики, никаких гламурных винтажных привидений. Из «Сияния» в «Сторожа» перекочевало только буйство в клетке – бескрайнее отчаяние, экзистенциальный ужас, ледяная пустота и мрак.

Фото: kinopoisk.ru

Самоубийство (спойлер) не состоится. Иначе это было бы очень короткое кино. Стоящего на краю бездны Быкова тормознет пьяная в жопу женщина на джипе. По ее следам придет сквозь буран ее замерзший мужчина. И сторож поймет, что он сюда послан не как самоубийца, а как спаситель. Потому что этим двоим еще хуже, чем ему. А он, как тот парень из романа Сэлинджера, должен ловить вот таких вот отчаявшихся над пропастью. В снегу в данном случае. Сторожить таких же сторожей. Ну, потому что этот старый советский санаторий — это некий предел, дальше уже бежать некуда. Пропасть.

Фото: kinopoisk.ru

Звучит невероятно пафосно, безумно трагично, ну потому что Быков, он такой романтик. Просто старается скрыть это, закамуфлировать чернухой, говорит эзоповыми иносказаниями, старается сбить со следа, но мы-то знаем. И вообще, Юра, мы с тобой, если тебя взяли в заложники, подай какой-нибудь знак, подмигни.

Фото: kinopoisk.ru

P.S. Ну и да, дальше там будет остросюжетный детектив, погони и драки, стрельба, мордобой, любовный треугольник, само собой. Но это факультативно, для того чтобы привлечь внимание некой абстрактной широкой общественности, случайных скучающих посетителей торгового центра, о которых у Быкова весьма приблизительное представление.

Благодарю кинотеатр «Каро 10 Радуга Парк» и КиноПоиск за предпоказ фильма «Сторож».

Прокат «Сторожа» начнется 24 октября одновременно офлайн и онлайн по подписке КиноПоиск HD. Все, у кого есть подписка, смогут оформить билет на «Сторожа» бесплатно. Ну или остаться дома и посмотреть фильм в наиболее комфортных условиях.