Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Романтическая комедия про мир без Beatles. Павел Матяж о фильме Yesterday

20 сентября 2019, 16:44
Романтическая комедия про мир без Beatles. Павел Матяж о фильме Yesterday
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Мэтры британского кино Дэнни Бойл и Ричард Кертис переработали идею сценариста «Симпсонов» Джека Барта и сделали из этого хрестоматийный музыкальный ромком.

Представьте, что все люди на планете забыли песни группы Beatles. Никто не помнит Yesterday и Let it be, не знает, кто такая Eleanor Rigby, никому не интересно, где находится Abbey Road или Penny Lane, и всем абсолютно наплевать на все желтые подводные лодки в мире.
Самое ужасное, по мнению писателя, кинодокументалиста и одного из сценаристов сериала «Симпсоны» Джека Барта, что вселенная этого даже не заметит. Люди продолжат влюбляться, жениться, заводить детей, ходить на работу, поезда и почта будут приходить вовремя. Мир не перевернется, Англия не падет. Ничего не изменится, кроме того, что главной британской группой будет считаться Rolling Stones, а единственной достопримечательностью Ливерпуля – Мохамед Салах.

В мире остается только один человек, который в состоянии осознать масштаб трагедии, – это незадачливый музыкант, еще он подрабатывает на полставки грузчиком в супермаркете, Джек Малик (Химеш Патель). Потому что только он один и помнит песни Beatles. Он обнаруживает это в больнице, очнувшись после столкновения с автобусом. И у него появляется огромная этическая дилемма.

Собственно, решению этой проблемы и посвящены все дальнейшие полтора часа фильма Yesterday. Уже десять лет Джек Малик обивает пороги студий, выступает по пабам и детским дням рождения. Но его единственной фанаткой и слушателем является Элли (Лили Джеймс «Золушка», «Война и мир», «Ромео и Джульетта»), подруга детства, которая так и не стала женой, но на добровольных началах все эти десять лет работает менеджером, продюсером и шофером Джека. Перед судьбоносной встречей с автобусом Джек как раз принял окончательное решение завязать с музыкой и выйти на полный день в супермаркет. Менеджер смены говорит, что посетители любят его.

Но Джек Барт, Ричард Кертис и Дэнни Бойл распорядились иначе. Чтобы отблагодарить друзей за новую гитару, Джек поет им Yesterday, а те рыдают от восторга. Ну, правда, с некоторыми оговорками: «это не Coldplay, конечно, но все равно очень мило». Вооруженный сознанием гениальности материала, Джек возобновляет концертную деятельность. Первое время все идет по-прежнему, посетители баров спят, уткнувшись носом в кружки, под Let it be, а ведущий кулинарной передачи шутит, что следующую песню автору стоит посвятить бакалейному отделу.

Но выясняется, что Эд Ширан – фанат этого кулинарного шоу (модный британский певец сыграл в Yesterday самого себя). Услышав Let it be, Эд звонит Джеку и приглашает сыграть у себя на разогреве на гастролях в Москве. После них к бывшему грузчику приходит слава. Русская часть инстаграма переполнена хэштегами #jackmalik и #backinussr, просмотры и перепосты переваливают за миллион, а хищная, но несколько карикатурная американская продюсерша отвозит Джека в Лос-Анджелес на Самое Главное Маркетинговое Совещание Всех Времен.

После этого фильм встает на рельсы старого доброго байопика о звезде рок-н-ролла (смотри «Богемскую рапсодию»). Рыдающая у телефона невеста и полная яда чаша богатства славы и поклонниц – в ассортименте. Но так же, как в музыке Beatles или сериале «Симпсоны», тут вся суть в деталях.

Фильм переполнен бесконечно трогательными хохмами про то, что ни одно из названий альбомов Beatles ни за что бы не прошло ни одной фокус-группы: «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера» – безумно затянуто, «Эбби роуд» – да это же просто название улицы, «Белый альбом» – в смысле только для белых, что ли? Или про русский поисковик «Ярославль», ну это совершенно симпсоновская шутка, очевидно, что очень многое в Yesterday придумано именно Джеком Бартом.

Возможно, если бы эта история попала в руки другого сценариста или другого режиссера, все было бы иначе, под каким-то другим углом. Братья Коэны бы в очередной раз сосредоточились на жестокости мира и ничтожности аудитории: гениальные песни так и остались бы никем не услышаны, а герой, обладающий сакральным знанием, спился бы в безызвестности. Но совсем недавно они уже снимали что-то подобное, очень похожее на Yesterday по форме, но противоположное по содержанию. Кристофер Нолан бросился бы изучать сам феномен этой глобальной амнезии. Что же это произошло? Может быть, герой умер или попал в параллельную вселенную? Почему исчезли именно Beatles, а что было бы, если бы исчезла, например, Nirvana? Но Кристофера вообще не очень интересует Beatles, он как раз готовит очередной международный шпионский скандал, с главным героем Yesterday Химешем Пателем, кстати.

Не очень понятно, в связи с чем это стало интересно Дэнни Бойлу. В 90-е он числился главным панком британского независимого кино, снимал про наркоманов и уж в чем в чем, а в симпатиях к музыке Beatles уж точно не был замечен. Правда, в 2008-м у него на несколько схожую тему был «Миллионер из трущоб». Дэнни постарался внушить зрителю, что это в некотором смысле вольное продолжение той индийской темы – даже пригласил на главную роль однофамильца звезды «Миллионера из трущоб». Только того звали Дев Патель, а этого Химеш. Да, благодаря Бойлу фильм очень динамично смонтирован и изобилует смелыми ракурсами и прочими бойловскими фишками, но это ничего не объясняет.

В остальном Yesterday идеально вписывается в фильмографию главного британского автора романтических комедий за последние лет 20, Ричарда Кертиса. Аккурат между «Реальной любовью» и «Дневником Бриджит Джонс». Почему он не стал снимать сам, хотя написал совершенно классический (ну для Ричарда Кертиса) сценарий, до отказа заполненный розовыми соплями? Фильм это совершенно не портит, кстати говоря. В конце концов, и музыка Beatles – это бесконечные love song. Так что, возможно, Кертис и есть тот идеальный сценарист для этого сюжета, они были созданы друг для друга, иначе и быть не могло. Ради такого и Beatles не жалко. Тем более что они-то как раз никуда и не делись. Let it be.