Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Что будет, если сделать добро без согласования. Борьба урбанистов с бюрократией на примере одной лестницы

урбанизм Колонка Станислав Березин
6 июня 2019, 10:00
«Город как надо» — это сообщество горожан, которые хотят благоустраивать городскую среду для людей и комфорта, а не ради галочки и освоения бюджета. Недавно они поставили деревянную лестницу через метровый парапет возле дома Маклецкого, но эта постройка прожила всего два дня. В колонке 66.RU координатор проекта Стас Березин рассказывает, почему они проиграли эту битву с консерваторами и как собираются отстоять свои идеи.

Идея «Города» — благоустройство, и изначально мы хотели двигаться организованно и легально, создавая вокруг того или иного городского пространства сообщество, которое будет его содержать, поддерживать, эксплуатировать и развивать. Юридический статус каждого объекта тоже входит в поле наших интересов.

Но с первым же проектом мы наступили на самые очевидные грабли — сделали элемент благоустройства, но не привлекли к участию и не поставили в известность всех интересантов этого места. Фактически мы выступили пиратами, за что и поплатились.

Лестница из поддонов

У дома Маклецкого, в котором «Город как надо» является резидентом, есть прилегающий к зданию садик. Мы решили сделать его учебным полигоном: отрабатывать «на земле» все практики — проводить исследования, писать ТЗ, рисовать проекты, учиться создавать своими руками конструкции и малые формы. Все это просто необходимо тем, кто хочет потом отстаивать и аргументировать свое видение лучшего города.

Первое, что мы хотели сделать, — организовать транзит по прилегающей к дому территории. С Первомайской к Тургенева по садику идет тропа, которая обрывается парапетом — стеной, что отделяет дом от парковки при здании редакции «Уральского рабочего». Когда-то это была контора огромного издательства, теперь — обычный офисник.

Мы решили: если наш двор станет людным, из него уйдут выпивохи и те, кто справляет здесь малую нужду. Тогда мы смогли бы приступить ко второй стадии создания нового общественного пространства — организовать место в духе дома Маклецкого, со сценой для уличных музыкантов, фонариками, уличной мебелью и воркшопами для городских практик.

Наш первый практический проект представлял собой строительство лестницы из поддонов, которая должна была помочь людям преодолеть метровый парапет. Эту лестницу мы и собрали 25 мая, в субботу. Четыре человека, три шуруповерта, 17 поддонов, три часа времени и немного террасного масла.

Получилось весьма компактно и хорошо. Парковке «Уральского рабочего», отделенного от Тургенева шлагбаумом, это не мешало. Места для машин оставалось еще вдоволь. Во всяком случае, нам так казалось.

Да, мы были дерзки и наивны. И совершенно не подумали, что лестница станет помехой для крепких хозяйственников из «Уральского рабочего», которые не приняли вторжения на свою территорию.

Лестница простояла выходные. А в понедельник, 27 мая, без каких-либо уведомлений ее разобрал человек в спецовке. Разобрал аккуратно, споро, за полчаса. Поддоны он просто перекинул через парапет в наш садик и так и оставил.

Заместитель генерального директора «Уральского рабочего» Петр Арабаджиев в комментарии 66.RU рассказал, что за установку лестницы досталось еще и охранникам парковки — за то, что допустили несогласованное строительство на территории.

Нам после этого еще досталось от начальника административно-хозяйственного отдела дома Маклецкого, который сказал, что подобные эксперименты надо прежде согласовывать с ним.

Да, это наш урок. И мы заплатили весьма разумную цену за эту школу. Уже после инцидента Оксана Котельникова (соучредитель Фонда Городских Инициатив, — прим. ред.) навестила заместителя генерального директора «Уральского рабочего» Петра Арабаджиева, который сказал, что «пока он жив — ничего на парковке построить не получится». Мы не стали вдаваться в коллизии, что лестница была нашей собственностью, пусть и размещенной на чужой территории. И что никто не имел права ее разбирать — передвинуть, попросить убрать, но не ломать. Это как с машиной, которую запарковали перед вашим подъездом. Вы можете даже вызвать полицию и эвакуатор, но царапать ее и бить стекла не имеете права.

Учимся на ошибках

Мы поняли, что пиратская история причинения добра в нынешних реалиях городского устройства не имеет долгосрочного успеха. Можно надеяться лишь на то, что дерзкое самоуправное благоустройство, как некий нелегальный арт-объект, простоит в лучшем случае сутки, после чего его уберут компетентные службы муниципалитета или собственники территории.

По иронии судьбы территория перед самим зданием «Уральского рабочего», где на газонных вставках красуется крапива, где стоят нелепые вазоны с черноземом, входит в реестр объектов, подлежащих благоустройству. А это уже повод найти с ними общий язык.

Тем не менее мы отправили соответствующие запросы на предмет межевания участка, назначения земли и законности установки шлагбаума в соответствующие инстанции. Мы умеем делать выводы и извлекать уроки, но и в обиду себя давать не собираемся.

Цель «Города как надо» — делать капитальные вещи хорошо, надолго, с теми и для тех, кто сможет это оценить. Делать так, как надо. Чтобы во главе угла стоял комфорт, удобство, востребованность и хорошее настроение горожан. А не освоение бюджета, сжатые сроки, майские указы и прочая мотивация современного российского чиновника.

  • Проект «Город как надо» запустила группа единомышленников совместно с домом Маклецкого. Организаторы начали с того, что объявили поиск мест, которые нуждаются в благоустройстве. Рассказать о заброшенном сквере, неухоженном дворе или общественном пространстве, которое давно нуждается в обновлении, можно через специальную форму.
  • Похожая история уничтожения нелегального благоустройства произошла в конце апреля. Тогда УК разрушила сад на крыше девятиэтажки на улице Сурикова, который выращивал 82-летний местный житель Николай Моргунов. Позже бывший директор УК «Стандарт» Михаил Попов пригласил пенсионера заниматься озеленением крыши ЖК «Малевич». Они договорились, что уцелевшие деревья высадят на крыше «Малевича».