Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Штрафы для бизнеса выросли в два раза. Пять причин, почему уйти от уплаты налогов стало невозможно

22 мая 2019, 11:45
Колонка
Штрафы для бизнеса выросли в два раза. Пять причин, почему уйти от уплаты налогов стало невозможно
Фото: Ирины Екимовских для 66.RU
За три года Федеральная налоговая служба увеличила свои сборы в полтора раза. И тенденция такова, что суммы, которые бизнес отдает налоговикам, с каждым годом будут только расти. Почему так происходит и кто пострадает в первую очередь – в авторской колонке 66.RU рассказала директор аудиторской группы «Капитал» Ирина Екимовских.

Глядя на отчет налоговой за 2018 год, вспоминаются слова Бенджамина Франклина: «Неизбежны только две вещи — смерть и налоги». Несмотря на отсутствие экономического роста, позитивных экономических предпосылок и каких-либо факторов, улучшающих предпринимательскую деятельность, ежегодно собираемость налогов растет на 20%. Всего в 2018 году Федеральная налоговая служба собрала рекордную сумму в 22,5 трлн рублей. Еще три года назад эта сумма была в полтора раза ниже — 14,6 трлн рублей.

Рост давления фискального администрирования особенно отчетливо выглядит, если проанализировать строку отчета ФНС «Штрафы, санкции, возмещения ущерба». За год собираемость здесь выросла в два раза: с 4,76 млрд рублей в 2017 году до 9,7 млрд в 2018 году:

  • 2015 год — 2,617 млрд рублей
  • 2016 год — 3,39 млрд рублей
  • 2017 год — 4,76 млрд рублей
  • 2018 год — 9,71 млрд рублей

Такой рост налоговых поступлений при стагнации экономики свидетельствует о том, что в стране создаются условия, когда не платить налоги станет невозможным. Налоговая стала эффективно выслеживать и наказывать «уклоняющихся». Эта эффективность обеспечивается автоматизацией работы налоговых органов, формированием точной и выверенной аналитики по налогоплательщикам и фискальной политикой государства.

Из чего состоит сумма в 9,7 млрд рублей, которую собрали налоговики:

4,4 млрд рублей — штрафы за нарушение налогового законодательства. Они выросли на 33% по сравнению с 2017 годом. При этом сумма доначислений по результатам налоговых проверок увеличилась незначительно. Это значит, что ФНС все чаще для штрафа использует ставку 40%, а не 20% — такое происходит, когда налоговики доказывают, что имел место умысел предпринимателя (так называемые схемы дробления бизнеса), а не просто неуплата налогов.

3,14 млрд рублей взыскали с лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности по закону о банкротстве. Еще два года назад эта сумма составляла всего 51 млн рублей. Однако в середине 2017 года вступили в силу новые поправки, позволяющие привлечь к ответственности лиц, которые непосредственно контролируют бизнес. В контролирующие лица теперь попадает не только директор, а также собственники, владеющие более 50% доли в бизнесе, в том числе учитывается владение через аффилированных лиц (через родственников, например) или совместно с ними, и иные лица (в том числе контролирующие бизнес неофициально и/или конечные бенефициары). Кроме того, изменилось основание привлечения к субсидиарной ответственности. Если раньше к ней привлекался тот, кто довел компанию до банкротства, то сейчас основанием для субсидиарной ответственности является невозможность полного удовлетворения требований кредиторов. Избежать ответственности можно только в одном случае: если доказал, что действовал номинально, и помог установить того, кто принимал решения и принадлежащие ему или компании-должнику активы. Или что действие контролирующего лица не оказало влияния на невозможность исполнить требования кредиторов.

1,2 млрд — штрафы за нарушение валютного законодательства. Собираемость по этой статье выросла в два раза. Существует два основных нарушения, за которые штрафует государство, ответственность по ним ужесточили в прошлом году:

— несвоевременное или неправильное предоставление информации (отчетности, справок) в банк;

— несоблюдение сроков зачисления валюты на счет.

Почти в три раза выросли штрафы за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц. 102 млн в 2017 году, 263 млн в 2018 году. Тут штрафуют за внесение недостоверных сведений в ЕГРЮЛ или за несвоевременное предоставление информации об изменении адреса или смене директора.

В два раза выросли штрафы за уклонение от уплаты налогов по Уголовному кодексу – с 277 млн до 480 млн рублей. Ведь всем известно: возбуждение уголовного дела очень быстро способствует погашению недоимки и уплате штрафов.

Можно сказать, что государство принципиально меняет правила игры для бизнеса ради оздоровления экономики. Возможно, в будущем мы к ней и придем. Другой вопрос — кто доживет до этого момента?