Кино об английской монархии показывают в России намного чаще, чем о русской. В 2018-м вышло три фильма про разных британских королев и еще один про Черчилля и Георга. На прошлой неделе – фильм про Марию Стюарт. А на этой подошла очередь ее праправнучки, последней бездетной представительницы рода – Анны Стюарт.
Нельзя сказать, что начало XVIII века, на которое пришлось царствование королевы Анны, было дико увлекательным периодом в британской истории. Ни революций, ни примечательных бунтов, смут или потрясений. Небольшая и довольно рутинная война с Францией. Скука. Но греческий режиссер Йоргос Лантимос сделал про все это такое кино, что одних номинаций на «Оскар» получил целых десять.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Хотя Лантимос – не Джо Райт, костюмные исторические мелодрамы вообще не его конек. «Лобстер», «Клык» и «Убийство священного оленя» характеризуют этого режиссера с совершенно другой стороны. Да и сценарии к своим фильмам Лантимос всегда писал сам. Но в этот раз грек впервые выступает только в качестве режиссера. Может, как раз потому, что он грек и хитросплетения британской придворной политики трехсотлетней давности – слишком далекий для него предмет и ему проще сохранить беспристрастность, что ли. Ну в том смысле, что в Британии полным-полно британских суперрежиссеров.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Последнее Лантимос хорошо осознает и поэтому весь фильм передает приветы Гринуэю и Кубрику, а еще на этот раз он пригласил снимать мощного английского оператора Робби Райана («Грозовой перевал», «Строго на запад»). Райан использует широкоугольные объективы, которые, помимо всего прочего, создают эффект рыбьего глаза. Особенно в узких коридорах замка. Как будто подглядываешь в глазок за тем, как напомаженные мужчины в гигантских париках и властные женщины бродят при бледно-желтом болезненном свете свечей по Кенсингтонскому дворцу.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Туда стремится в общественном экипаже (как бы там ни было, но то, что в Англии в 1704 году был общественный транспорт, — это круто) дочь разорившегося дворянина Эбигейл (Эмма Стоун). Первым делом она падает лицом в говно. «Фаворитка» в некотором смысле еще и комедия. Но даже если это и так, то такая черная, что нужен какой-то особенный склад ума, чтобы находить во всем этом смешное.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
На самом деле она двоюродная сестра леди Мальборо (Рэйчел Вайс) и приехала ко двору, чтобы попросить помощи у кузины. Но леди Мальборо не питает к новоявленной родственнице теплых чувств, как, впрочем, и ко всем прочим. Эбигейл оказывается на кухне, драит полы и посуду и в первый же вечер получает щелочной ожог – так ее встречают новые коллеги, добрые придворные кухарки.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Но Эбигейл не расстроилась. Она вообще весь фильм изворачивается так, что выходит из неприятностей наилучшим образом. Вот и получив ожог, она отправилась в лес искать какой-то английский подорожник, чтобы снять боль и воспаление, а встретила там своего будущего мужа, барона Мэшема. А целебная мазь, которую она изготовила для своего ожога, позволит ей в будущем запрыгнуть еще выше и получить доступ к толстому, страдающему от подагры и бог знает каких еще недугов телу королевы Анны.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Но «Фаворитка» — это фильм не про малышку Эбигейл. Не про восхождение «из грязи в князи». Во всяком случае, не только. Потому что фаворитка тут будет не одна. А несколько пафосная структура фильма, со всеми этими главами и эпиграфами, позволяет солировать не только оскароносной Эмме Стоун.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Со временем, и не без помощи чудодейственной мази, Рэйчел Вайс, леди Мальборо, вынуждена обратить внимание на бедную родственницу. Хотя у нее и без нее забот хватает – она как раз отправляет своего мужа, первого герцога Мальборо (Майкрофт Холмс из «Шерлока»), на войну за испанское наследство. А для того чтобы это устроить, нужно вдвое повысить земельный налог, а значит, сломить сопротивление оппозиционеров-тори, которых возглавляет импозантный и порочный Роберт Харли, 1-й граф Оксфорд (Николас Холт).
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Чем же в это время занята глава государства, абсолютный монарх королева Анна (Оливия Колман)? В основном возится с кроликами, их у нее целых 17 штук. Ведь бездетна она не потому, что не замужем или они с мужем чайлдфри. За 30 лет, когда она была женой Георга, она была беременна 17 раз, но большинство ее детей умерли еще в утробе. Этих кроликов королева назвала именами своих мертвых детей, и в те дни, когда она не мучается от болей, она катается на кресле-каталке по длинным темным коридорам замка и пытается выброситься из окна.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Леди Мальборо в этом случае говорит: «Ваше Величество, газон может смягчить удар, старайтесь попасть на плиты». Она с ней не церемонится, ведь они с Анной старые подруги. Это означает, что на самом деле Сара Черчилль, герцогиня Мальборо, пользуясь многочисленными слабостями сумасшедшей королевы, управляет государством.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Вокруг всех этих слабостей, а одной в особенности, и плетутся сюжетные кружева «Фаворитки». Большинство историков считают это маловероятным, но режиссер Лантимос и его сценаристы Дебора Дэвис и Тони Макнамара – сторонники самой что ни на есть скандальной версии событий. Что Сара Черчилль и Анна Стюарт не просто близкие подруги. Чтобы усугубить ситуацию, они преждевременно хоронят мужа королевы – принца-консорта Георга Датского, который исторически еще был жив в описываемое сюжетом фильма время, и отправляют на войну герцога Мальборо.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
И оставляют Сару и Анну наедине. Правда, довольно скоро в игру за роль фаворитки вступает и бедная родственница Эбигейл. Получается любовный треугольник. Но, скорее, любовный серпентарий такой, клубок змей, в котором сплетаются любовь, ненависть, похоть, жажда власти и воля к жизни.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Довольно непросто будет распутать этот клубок и оскаровскому комитету. Уже сейчас ясно, что «Фаворитка» обошла всех конкурентов по числу номинаций. С главным женским «Оскаром» более-менее понятно, ведь «Золотой глобус» за роль королевы Анны уже получила Оливия Колман. А вот для ее фавориток Эммы Стоун и Рэйчел Вайс борьба не окончилась даже после окончания съемок. Неугомонные старики-кинопродюсеры из комитета не могут, видимо, до конца насладиться такой интригой и растягивают удовольствие. Остается надеяться, что в этот раз обойдется без яда.