Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Слабакам тут не место. Павел Матяж о фильме «Братья Систерс»

2 декабря 2018, 12:47
Слабакам тут не место. Павел Матяж о фильме «Братья Систерс»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Философский французский вестерн от режиссера Жака Одияра. В главных ролях: Хоакин Феникс, Джон Си Райли, Джейк Джилленхолл и труп Рутгера Хауэра.

Вестерны, конечно, – самый американский жанр. Никто и не спорит. Если бы не вестерны, вообще не было бы никакого кино. Именно на истории Элиа Казана, Фреда Зиннеманна, Ховарда Хоукса, Джона Хьюстона, Кинг Видора, Джона Форда шли в синематограф первые американские зрители.

Известный историк и теоретик кино Андре Базен в статье «Вестерн, или избранный жанр американского кино» писал: «Вестерн — единственный жанр, истоки которого почти совпадают с истоками самого кинематографа, единственный жанр, который после неизменного полувекового успеха по-прежнему полон жизни». И вот этот наш нелепый и наивный, но такой всеми любимый «Человек с бульвара Капуцинов» – он именно об этом.

А вестерн и спустя сто лет полон жизни. Сейчас в нулевые-десятые – настоящий вестерн-ренессанс. Тарантино снял несколько фильмов на тему. Каждый год выходят всякие «Недруги», «Костяные томагавки» и «Джейн берет ружье», ремейки «Великолепной семерки», «Поезда на Юму» и многое другое. Самая популярная компьютерная игра сейчас – Red dead redemption 2. Главный хит на HBO – «Мир Дикого Запада». А на фестивале в Венеции оказалось сразу три вестерна: «Баллада Бастера Скраггса» Коэнов, австралийский «Соловей» Джениффер Кент и французский вестерн «Братья Систерс» Жака Одиара.

Французских вестернов не так много, они в основном комедийные и их, конечно, невозможно сравнивать с итальянскими от Серджио Леоне и Серджио Корбуччи, которые благодаря Клинту Иствуду и Франко Неро придумали новый жанр – «спагетти-вестерн». Но это было в 60-е.

Слабакам тут не место. Павел Матяж о фильме «Братья Систерс»
Фото: kinopoisk.ru

У французов тогда был небезынтересный вестерн «Красное солнце», где было и ограбление поезда, и Тосиро Мифунэ, и Чарльз Бронсон, и Ален Делон одновременно. А в остальном – всякие сомнительные опусы типа «Великолепная четверка» или «Неуловимый Люк», где Жан Дюжарден («99 франков», «Артист») играл ковбоя. В 2016-м вышел довольно крутой вестерн «Преисподняя» с Гаем Пирсом и Дакотой Фаннинг, но он, скорее, голландский.

Слабакам тут не место. Павел Матяж о фильме «Братья Систерс»
Фото: kinopoisk.ru

А «Братья Систерс» получили в Венеции «Серебряного льва». В отличие от Дженнифер Кент и новых Коэнов. Поэтому про них и разговор, тем более что ни «Соловья», ни «Балладу Бастера Скраггса» в кино не покажут.

Слабакам тут не место. Павел Матяж о фильме «Братья Систерс»
Фото: kinopoisk.ru

Начинается фильм в полной темноте с пения цикад, которое прерывают выстрелы. Это история про двух наемных убийц, охотников за головами братьев Систерс. Их играют Джон Си Райли и Хоакин Феникс. В Орегоне 1851 года они работают на когда-то опасного, но уже отошедшего от дел бандита по кличке Командор. Его играет (хотя это сложно назвать полноценной ролью) Рутгер Хауэр.

Слабакам тут не место. Павел Матяж о фильме «Братья Систерс»
Фото: kinopoisk.ru

Командор отправляет двух братьев в Калифорнию, чтобы убить книжного червя с очень удобной фамилией Ворм (Warm). Этот слабый человек, ученый непонятно как оказался на Диком Западе, умудрился что-то не поделить с Рутгером Хауэром и вот-вот поплатится за это жизнью – по его следу идут двое опаснейших убийц.

Слабакам тут не место. Павел Матяж о фильме «Братья Систерс»
Фото: kinopoisk.ru

Да, вестерны – это еще и про естественный отбор, про то, что выживает сильнейший. Но французы почему-то, декларируя это, используют прием Джима Джармуша. Вот и «Братья Систерс», как и «Блюберри» Яна Кунена 2004 года, снимают как будто по мотивам «Мертвеца». В «Братьях» даже охотники на опоссумов есть в меховых шапках этих. Правда, никто из французов не осмелился на джармушевскую меру условности. Ну, в смысле декораций и мотивации персонажей.

Слабакам тут не место. Павел Матяж о фильме «Братья Систерс»
Фото: kinopoisk.ru

Слабак должен умереть на Диком Западе. Но у Кунена, выращенный индейцами, он становится шерифом, а Одияр выворачивает «Мертвеца» наизнанку и делает главными героями наемных убийц. Следующие два часа длится роуд-муви: братья-убийцы попадают в передряги, стреляют в случайных медведей, едят пауков, напиваются, снимают проституток и грабят салуны.

Слабакам тут не место. Павел Матяж о фильме «Братья Систерс»
Фото: kinopoisk.ru

Один из них – больной социопат и псих, которого возбуждают убийства и кровища не меньше, чем Уму Турман из «Убить Билла». А второй больше защищает брата, чем действительно хочет кого-то замочить. Он мечтает уйти на покой и открыть лавку.

Слабакам тут не место. Павел Матяж о фильме «Братья Систерс»
Фото: kinopoisk.ru

Их цель на этот раз не совсем бесполезный на Диком Западе человек – Герман Хермитт Ворм, химик. И он изготовил специальный реагент, который, смешиваясь с водой, делает видимым золото на дне реки (середина 1850-х – времена «золотой лихорадки» в США). И все окрестные бандиты от Орегона до Техаса отправили по следу ученого своих людей, чтобы завладеть формулой реагента.

Слабакам тут не место. Павел Матяж о фильме «Братья Систерс»
Фото: kinopoisk.ru

Так же как у Уильяма Блэйка из фильма Джармуша, у слабака есть проводник и защитник, но на этот раз это не толстый индеец, а Джейк Джилленхолл с великолепными усами, он тоже работал на Командора и должен был выследить химика, чтобы потом передать убийцам, но вместо этого присоединяется к незабудочному идеалисту Ворму и сопровождает его. Потому что и сам такой же.

Слабакам тут не место. Павел Матяж о фильме «Братья Систерс»
Фото: kinopoisk.ru

Герои рано или поздно встретятся и кто-то в результате неизбежно умрет, но перед этим каждый из них расскажет историю о своем отце. И когда Одияр даст зрителям понять о каждом из персонажей, кто он и откуда, он неизбежно перейдет к рассуждениям о том, куда их всех это приведет. И как так получилось, что все эти чокнутые фанатики вперемешку с маньяками и охотниками за головами в итоге смогли построить «Америку». Ну потому, что французские режиссеры не только комедианты и идеалисты-романтики, они еще и философы.