Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Домашнее насилие, убийства, садизм, расизм и эксгибиционизм. Павел Матяж о фильме «Нация убийц»

26 ноября 2018, 11:25
Колонка
Домашнее насилие, убийства, садизм, расизм и эксгибиционизм. Павел Матяж о фильме «Нация убийц»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Жесткая социальная сатира на американское общество, замаскированная под подростковую драму взросления, от режиссера Сэма Левинсона.

В центре сюжета четыре веселые подружки из небольшого городка в штате Массачусетс с говорящим названием Салем. Целыми днями они валяются на розовых диванах, в детских комнатах, заваленных мятными единорогами, обклеенных портретами Джастина Бибера, и обсуждают куннилингус. Ну или минет, кто, как, кому и зачем его делает, и прочее, прочее в том же духе. Из фотографий, которые они отправляют своим бойфрендам или выкладывают в инсту, можно составить порнофильм, но героини не являются профессионалками: порноактрисами, стриптизершами или проститутками. Они просто обычные старшеклассницы, которых полно не только в Америке, «мандалаечки», как говорит Роман Виктюк. В городах, до которых докатилась западная цивилизация, их поведение не считается аморальным, никому не приходит в голову сжигать школьниц на кострах, побивать камнями, линчевать и прочее, напротив, их действия получают социальное одобрение, особенно среди мужчин. Ну, время от времени одну из кисулечек вызывают к директору, когда находят личный дневник, заполненный рисунками членов, к примеру, но максимум, к чему это может привести, – это внеочередной визит к школьному психологу.

Обычно все это и составляет сюжет подобных фильмов, которых молодые американские режиссеры в последнее время наснимали предостаточно: «Леди Берд», «Почти семнадцать», «Взрослые игры», «Леденец», «Джуно», «Запретная территория», «Дневник девочки-подростка» и многие другие. Дальше можно не смотреть, там будет конфликт с матерью, потом первая любовь, возможно, беременность, аборт, или какая-нибудь еще околомедицинская коллизия, и колледж.

Домашнее насилие, убийства, садизм, расизм и эксгибиционизм. Павел Матяж о фильме «Нация убийц»
Фото: kinopoisk.ru

Но режиссер Сэм Левинсон (сын режиссера Барри Левинсона) не так прост. В эту розовую девчачью упаковку он вкладывает кровавую политическую сатиру. Мама, беременность и первая любовь тут ни при чем. Такое и раньше случалось, «Птицы» Хичкока поначалу выглядят как романтическая комедия, а канонический хоррор «Психо» первые полчаса замаскирован под детектив.

Домашнее насилие, убийства, садизм, расизм и эксгибиционизм. Павел Матяж о фильме «Нация убийц»
Фото: kinopoisk.ru

Спокойствие сонного городка, вполне в духе времени, взрывает хакер Erostratus, ну в смысле Герострат, древнегреческий чувак, который сжег храм Артемиды без всяких видимых причин, а на самом деле – чтобы прославиться. Других намеков на религию, священников или кого-то в этом роде в фильме нет, поэтому акт сожжения храма также постмодернистски актуализирован. Хакер взламывает и публикует личные данные тысяч жителей Салема, начиная с аккаунта мэра и директора местной школы, заканчивая теми самыми веселыми школьницами.

Домашнее насилие, убийства, садизм, расизм и эксгибиционизм. Павел Матяж о фильме «Нация убийц»
Фото: kinopoisk.ru

Терабайты интимных фото, переписок, истории загрузок и журналы посещений порносайтов половины Салема оказываются в открытом доступе. Теперь всем про всех все известно: кто скрытый гей, а кто, наоборот, скрытый гомофоб, кто педофил, кто нацист, расист, шовинист, садист, алкоголик, наркоман, кто лесбиянка, а кто «настоящий мужик».

Домашнее насилие, убийства, садизм, расизм и эксгибиционизм. Павел Матяж о фильме «Нация убийц»
Фото: kinopoisk.ru

Первой жертвой пал местный мэр, в сеть выложили его селфи в чулках и женском белье, а также интимные видео, и на первой же пресс-конференции он вышиб себе мозги из револьвера. Потом обвинили в педофилии милейшего директора местной школы – в его телефоне нашли несколько обнаженных фото его шестилетней дочери в ванной. Разъяренные общественники добились увольнения и уголовного преследования директора.

Домашнее насилие, убийства, садизм, расизм и эксгибиционизм. Павел Матяж о фильме «Нация убийц»
Фото: kinopoisk.ru

Но это еще ладно. Ну подумаешь, мэр-гомосексуалист или директор школы – педофил, такое время от времени вскрывается и вызывает бурю эмоций. Но когда выяснилось, что все вокруг извращенцы и уроды, что у каждого по нескольку скелетов в шкафу – добрые жители Салема скрыли свои лица масками, взялись за оружие и бросились искать Герострата. Меньше всех морально пострадали инстаграм-чикули в стрингах с вырезом на влагалище, которые и так про себя ничего не скрывали и стыдиться им было нечего. Но именно их выбирает первыми жертвами агрессивное большинство в масках. Как-то они слишком спокойно себя ведут – наверняка это они и замутили. Начинается охота на ведьм. Мы же все-таки в Салеме.

Домашнее насилие, убийства, садизм, расизм и эксгибиционизм. Павел Матяж о фильме «Нация убийц»
Фото: kinopoisk.ru

Сожжение виртуального храма анонимности и последовавший за этим крестовый поход носителей патриархальных ценностей – штука глубоко символичная. Исчезнувшая анонимность развязала обывателям руки. Во времена русской революции говорили, что «если Бога нет – все позволено». В американском Салеме из фильма «Нация убийц» выяснилось, что бог, ну в смысле все, что сдерживает общество от саморазрушения, — это анонимность. А если анонимности больше нет, значит: «Воруй, убивай, е.. гусей!»

Домашнее насилие, убийства, садизм, расизм и эксгибиционизм. Павел Матяж о фильме «Нация убийц»
Фото: kinopoisk.ru

Большое количество американских флагов в кадре и множество других факторов, включая дизайн вступительных титров, склоняют к соблазнительному выводу, что это чисто американская история. Что нация убийц – это американцы. Иногда даже кажется, что это заказуха какая-то, сделанная по заданию ФСБ и московского патриархата. Ну как-то уж слишком просто такое жесткое кино прошло все наши минкультовские фильтры. И слишком уж велико наслаждение, с которым обезумевшие американцы вешают друг друга на столбах, бьют, стреляют и перерезают горла. Мединский одобряет такое, значит? Получается, Салем – это новые Содом или Гоморра такие. Посмотрите, типа, до чего эти америкосы докатились со своей демократией.

Домашнее насилие, убийства, садизм, расизм и эксгибиционизм. Павел Матяж о фильме «Нация убийц»
Фото: kinopoisk.ru

Но на самом деле такое, ну или почти такое, может запросто произойти в любой стране с хорошо развитым интернетом и достаточным количеством пользователей соцсетей. В Казахстане каком-нибудь даже. И флаги тут вообще ни при чем.

Домашнее насилие, убийства, садизм, расизм и эксгибиционизм. Павел Матяж о фильме «Нация убийц»
Фото: kinopoisk.ru

PS. «Люди делятся на две категории. Одни сидят на трубах, а другим нужны деньги», – так Виктор Цой говорил Александру Баширову в фильме «Игла», снятом на студии «Казахфильм» в конце восьмидесятых. Что это значит, было не до конца понятно. Ну, то есть, конечно, это парафраз знаменитой цитаты из фильма Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой» про то, что «люди делятся на две категории. На тех, у кого заряжен револьвер, и тех, кто копает». Но зачем он был в «Игле» и что все-таки значил?

Домашнее насилие, убийства, садизм, расизм и эксгибиционизм. Павел Матяж о фильме «Нация убийц»
Фото: kinopoisk.ru

Для режиссера Рашида Нугманова, скорее всего, – это просто возможность продемонстрировать, что типа западная капиталистическая система взаимоотношений проникает к нам сюда, в государство рабочих и крестьян. Но в 2010-м в чудовищном некрофильском продолжении «Игла Remix» Нугманов прояснил ситуацию. Спартак (Баширов) был должен Моро (Цою) деньги не за какую-то абстрактную услугу, чего-то такое мелкоуголовное типа пригрозить конкуренту или привезти из Киргизии наркотиков, как могло показаться в 1989-м. Герой Виктора Цоя выступал на подпольных боях без правил, в качестве бойца, можно сказать, артиста, создателя зрелища, визуального контента. И хотел за демонстрацию этого контента, ну, то есть своих уникальных навыков эффектно драться, получить деньги.

Домашнее насилие, убийства, садизм, расизм и эксгибиционизм. Павел Матяж о фильме «Нация убийц»
Фото: kinopoisk.ru

Тезис нового голливудского фильма «Нация убийц» звучит еще любопытнее: «Люди делятся на две категории: тех, кто смирился, что личная жизнь у всех на виду, и старперов, которые этому противятся». Правда, персонажа, который этот тезис выдвигает, первого забивают бейсбольными битами. Но сути это не меняет. Интернет уничтожил все эти замшелые товарно-денежные тезисы, про копание трубы и деньги. Про деньги в «Нации убийц» вообще никто ни слова не говорит. Все целыми днями генерируют контент, но никто не собирается этот контент продавать, он становится доступен всем и бесплатно. Да здравствует анархия! Или это коммунизм, я что-то не пойму. А вся драма как раз и разворачивается в результате противоречия между людьми, которые готовы демонстрировать свою личную жизнь всем и каждому, и теми, кто хранит ее в тайне. Последние не готовы делиться своей личной жизнью, и револьвер у них всегда заряжен.