Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Он снимал этот фильм 30 лет, вы обязаны его посмотреть. Павел Матяж о «Человеке, который убил Дон Кихота»

28 сентября 2018, 16:24
Колонка
Он снимал этот фильм 30 лет, вы обязаны его посмотреть. Павел Матяж о «Человеке, который убил Дон Кихота»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Режиссер Терри Гиллиам почти тридцать лет снимал фильм про рыцаря печального образа. Точнее, не снимал. За это время проект разорил несколько студий, а двое ведущих актеров умерли, так и не дождавшись окончания съемок. И вот в 2018-м «Дон Кихота» показали в Каннах.

30 лет – это много или мало? Для кого-то это целая жизнь. Цою или Моррисону хватило двадцати семи/восьми, чтобы за это время родиться, отучиться в школе, или где они там учились, написать несколько рок-н-ролльных альбомов, стать суперзвездами и умереть. А режиссер Терри Гиллиам все это время снимал фильм «Человек, который убил Дон Кихота».

Он написал его сценарий в 1989-м, после сокрушительного фиаско «Приключений барона Мюнхгаузена». Финансового, конечно, фиаско. «Мюнхгаузен» – великий фильм, один из лучших у Терри. Просто само производство и последующий прокат обернулись для студии и продюсеров такими убытками, что желающих тратить деньги на следующий проект Гиллиаму пришлось искать одиннадцать лет. В конце восьмидесятых и в девяностые никто не хотел вкладываться в «Дон Кихота».

Он снимал этот фильм 30 лет, вы обязаны его посмотреть. Павел Матяж о «Человеке, который убил Дон Кихота»
Фото: kinopoisk.ru

Стеллан Скарсгард сыграл в «Дон Кихоте» директора студии, собирательный образ прагматичного голливудского продюсера

Терри Гиллиам занялся другими проектами. И снял семь полнометражных фильмов, некоторые из них даже можно назвать успешными коммерчески. Собственно, за это время он и сделал все свои самые важные, культовые, авангардистские вещи, за которые и считается живым классиком, культурным героем, одним из главных американских режиссеров всех времен (хотя ультралиберально настроенный Терри отказался от американского гражданства еще при младшем Буше).

Он снимал этот фильм 30 лет, вы обязаны его посмотреть. Павел Матяж о «Человеке, который убил Дон Кихота»
Фото: kinopoisk.ru

Терри Гиллиам и Жан Рошфор на съемках «Человека, который убил Дон Кихота», 2001 год

Но все это время с упорством маньяка искал возможность сделать «Дон Кихота». Пригласил на главные роли Шона Коннери и Дэнни де Вито. Переписывал сценарий, разъезжал по Испании, выбирая место будущих съемок, отбирал актеров, проводил кастинги и пробы. Это стало навязчивой идеей, сама идея бесконечного поиска пронизала все его другие фильмы. Одержимые герои Терри ищут святой грааль, армию двенадцати обезьян, отца, бога, американскую мечту. Что-то находят, всегда не то, что искали, но продолжают искать. И каждый раз все более отчаянно и безнадежно. От «Короля-рыбака» до «Страны приливов», от «Двенадцати обезьян» до «Теоремы Зеро».

Он снимал этот фильм 30 лет, вы обязаны его посмотреть. Павел Матяж о «Человеке, который убил Дон Кихота»
Фото: kinopoisk.ru

Робин Уильямс и Джефф Бриджес, «Король-рыбак», 1991 год

Деньги нашлись уже в новом тысячелетии. Терри бросился в Ла-Манчу, на главные роли теперь были утверждены легенда французского кино Жан Рошфор и Джонни Депп в своей идеальной экранной форме, уже после «Донни Браско» и «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», но еще не ввязавшийся в пиратскую историю.

Он снимал этот фильм 30 лет, вы обязаны его посмотреть. Павел Матяж о «Человеке, который убил Дон Кихота»
Фото: kinopoisk.ru

Бенисио Дель Торо и Джонни Депп, «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», 1998 год

Но случилась катастрофа, даже целая серия катастроф, короче, все, что могло пойти не так, пошло не так. Об этом даже есть целый документальный фильм «Затерянные в Ла-Манче», его сняли по горячим следам грандиозного провала в 2002-м. Все оборудование уничтожено внезапным ураганом и наводнением, приличную испанскую студию невозможно найти, Ванесса Паради, которая была утверждена на роль Дульсинеи, капризничает и так и не приехала на съемки, и в довершение всего у Дон Кихота / Жана Рошфора открылась межпозвоночная грыжа и он потерял возможность если не ходить, то скакать на лошади уж точно. Проект пришлось закрыть, а права на фильм в счет покрытия убытков перешли страховой компании.

Он снимал этот фильм 30 лет, вы обязаны его посмотреть. Павел Матяж о «Человеке, который убил Дон Кихота»
Фото: kinopoisk.ru

Джонни Депп и Терри Гиллиам на съемках «Человека, который убил Дон Кихота», 2001 год

Но Терри Гиллиам не сдался и продолжал борьбу с голливудскими ветряными мельницами. В безумной ситуации, когда в первую очередь нужно за огромные деньги выкупать у страховой компании права на свой собственный фильм, он продолжал искать. И переписывать сценарий, и искать новых актеров, собирать заново команду. И снимал параллельно «Братьев Гримм» и «Воображариум доктора Парнаса» (с которым тоже вышло все очень не просто).

Он снимал этот фильм 30 лет, вы обязаны его посмотреть. Павел Матяж о «Человеке, который убил Дон Кихота»
Фото: kinopoisk.ru

Кристофер Пламмер и Том Уэйтс, «Воображариум доктора Парнаса», 2009 год

На тот момент на главные роли в «Дон Кихоте» были утверждены Джон Херт и Юэн Макгрегор. Но и с ними ничего не вышло. Съемки то возобновлялись, то прекращались, Гиллиам менял продюсеров и инвесторов, судился, скандалил, обвинял студии, ленивых испанцев, даже натовских военных (одна из съемочных локаций была расположена на военном полигоне, над которым постоянно с диким воем летали истребители F-16). Это все стало киношной байкой, грустным анекдотом, два исполнителя главной роли Жан Рошфор и Джон Херт умерли, так и не дождавшись финала. В конце концов даже сам Гиллиам решил, что «Дон Кихота» невозможно экранизировать, что проект проклят, и закрыл его.

Он снимал этот фильм 30 лет, вы обязаны его посмотреть. Павел Матяж о «Человеке, который убил Дон Кихота»
Фото: kinopoisk.ru

Жан Рошфор и Терри Гиллиам на съемках «Человека, который убил Дон Кихота», 2001 год

Чтобы в 2017-м вновь объявить о продолжении съемок. Все решили, что Гиллиам окончательно свихнулся, но в 2018-м «Человека, который убил Дон Кихота» показали в качестве фильма-закрытия 71-го Каннского фестиваля.

Он снимал этот фильм 30 лет, вы обязаны его посмотреть. Павел Матяж о «Человеке, который убил Дон Кихота»
Фото: kinopoisk.ru

Джонатан Прайс и Терри Гиллиам на съемках «Человека, который убил Дон Кихота», 2017 год

Сложно сказать что-то о художественных достоинствах фильма. Так или иначе, все его изначальные идеи Гиллиам за эти годы использовал в других своих работах. Больше всего это напоминает фильм «Король-рыбак» 1991-го, но пара в разной степени безумных компаньонов-путешественников есть и в «Братьях Гримм», и в «Страхе и ненависти». Сумасшедший, вообразивший себя рыцарем, и обыватель и прожженный циник, не желающий признавать себя оруженосцем, отправляются в сюрреалистическое путешествие.

Он снимал этот фильм 30 лет, вы обязаны его посмотреть. Павел Матяж о «Человеке, который убил Дон Кихота»
Фото: kinopoisk.ru

Адам Драйвер и Джонатан Прайс, «Человек, который убил Дон Кихота»

Роль рыцаря печального образа сыграл потрясающий Джонатан Прайс, а Санчо Панса достался Адаму Драйверу, которого уже задействовали и Содерберг, и Джармуш, и Скорсезе. Достойная замена Джонни Деппу, который благополучно состарился где-то на Карибах.

Он снимал этот фильм 30 лет, вы обязаны его посмотреть. Павел Матяж о «Человеке, который убил Дон Кихота»
Фото: kinopoisk.ru

Джонни Депп в роли Тоби Гризони, 2001 год

Впрочем, он не совсем Санчо Панса. На самом деле его зовут Тоби Гризони, и он режиссер. Да, любой проект, который снимается с таким трудом, неизбежно становится похож на «8 ½». Вот и здесь режиссер снимает фильм про режиссера, который снимает… Но Тоби – режиссер-коньюнктурщик, когда-то он был одержим идеей изменить мир с помощью искусства, а теперь через много лет снимает рекламные ролики, используя свои юношеские идеи для того, чтобы продавать то ли страховки, то ли русскую водку, он уже и сам не понимает. Съемки не клеятся, то дождь, то зной, то ветер, то испанские декораторы не могут справиться с макетом ветряной мельницы, то отваливается голова у великана. Тоби в раздрае, он пьет вино с британскими продюсерами и японскими инвесторами и хочет куда-то поскорее сбежать.

Он снимал этот фильм 30 лет, вы обязаны его посмотреть. Павел Матяж о «Человеке, который убил Дон Кихота»
Фото: kinopoisk.ru

Адам Драйвер в роли режиссера Тоби Гризони

И дьявол (в фильмах Терри Гиллиама дьявол – обязательный персонаж, на этот раз он скрывается под личиной испанского цыгана) продает ему пиратскую копию его собственного дипломного фильма «Человек, который убил Дон Кихота», который Тоби снимал в этих самых местах много лет назад, с актерами-непрофессионалами, которых нашел прямо там, в Ла-Манче. С тех пор прошла целая жизнь, и для всех она сложилась по-разному.

Он снимал этот фильм 30 лет, вы обязаны его посмотреть. Павел Матяж о «Человеке, который убил Дон Кихота»
Фото: kinopoisk.ru

Джонатан Прайс

Санчо Панса спился и умер, Дульсинея уехала в Мадрид и после недолгой карьеры модели стала проституткой, а старый сапожник Хавьер так и не вышел из роли. Все эти годы он без перерыва смотрит дипломный проект Тоби с самим собой в главной роли, а потом в ржавых доспехах и тазике для бритья носится по округе и пытается спасать благородных дам от чародеев и великанов. В последнее время жена держит его под замком, показывает немногочисленным желающим за деньги, а в случае чего дает разряд электрошокером.

Он снимал этот фильм 30 лет, вы обязаны его посмотреть. Павел Матяж о «Человеке, который убил Дон Кихота»
Фото: kinopoisk.ru

Дульсинею сыграла 26-летняя португальская актриса Жуана Рибейру

Увидев Тоби, безумный старик заявляет, что это вернулся его старый друг Санчо. Тоби/Санчо пытается бежать, но от судьбы не уйдешь. Благодаря странному стечению обстоятельств и не без помощи дьявола-цыгана Дон Кихот и Санчо вынуждены отправиться вместе на поиски приключений по живописным испанским локациям, которые со времен Сервантеса превратились в гигантские помойки, густо уставленные ветряными мельницами. В своих путешествиях они спасут от местной полиции сирийских беженцев, победят исламских террористов и освободят из замка злого чародея / русского олигарха Мишкина прекрасную Дульсинею. И отправятся дальше.

Он снимал этот фильм 30 лет, вы обязаны его посмотреть. Павел Матяж о «Человеке, который убил Дон Кихота»
Фото: kinopoisk.ru

Адам Драйвер и Терри Гиллиам

Так кто же все-таки тот человек, который убил Дон Кихота, кому это понадобилось и зачем этот вопрос вынесен в название фильма? Возможно, в конце восьмидесятых, в смысле если бы Гиллиаму удалось снять «Дон Кихота» тогда, ответ на этот вопрос был бы совсем другим. Как и все последующие фильмы Терри. Может быть, их вообще не было бы. Если бы просто кто-то дал ему десять миллионов тогда или чуть позже и сказал: «Терри, вот деньги, снимай». И не было бы тогда в фильмах Гиллиама этих бездонных пропастей отчаяния, этой безнадеги. И надежды в конце. На то, что поиск никогда не завершится, что «Дон Кихота» невозможно доснять до конца, можно только идти к этой цели. Потому что искусство вечно.