Если кратко, то у директора интернет-провайдера «Инсис» Артема Черанева есть шесть претензий к новому закону. В кратком пересказе они выглядят так:
— Сам по себе «пакет Яровой» — не закон, а филькина грамота, бумажка, с которой можно сходить в туалет. Это не тот случай, когда можно сказать: «с 1 июля меняются правила движения» и все начинают ездить по новым правилам. Все изменения в нашем случае вносятся через приказ Минкомсвязи. Приказ появляется, когда появляется техническая база — оборудование для исполнения закона и когда к этому сертифицированному оборудованию появляются все руководящие документы и нормативные акты. Так вот — этого всего нет. Исполнять пока нечего. Эта бумажка написана, а каким образом это все будет работать — никому не известно. Ситуация идиотская!
Всем понятно, что госпожа Яровая — просто говорящая голова. Это лоббист. Она в очередной раз продалась и протолкнула интересы, как мы подозреваем, производителей оборудования, которое поставляется, в частности, для СОРМа (Система технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий, — прим. ред.).
Как неоднократно заявляли эксперты, эта инициатива дурная, бесполезная, никчемная. К каким-то сдвигам в борьбе с преступностью или терроризмом «пакет Яровой» не приведет. При этом создается колоссальное поле воздействия на операторов. Все эксперты заявляют: это бредятина. В ситуации с Telegram наши товарищи сделать ничего не смогли, кроме того что обгадились на всю планету, устроили переполох, заблокировали миллион адресов. Случай с Telegram показал, что они не имеют возможности дешифровать трафик. А теперь вопрос: зачем вам хранить в огромных количествах трафик, 70% которого вы не можете дешифровать. Закон Яровой ничего не даст. На него потратятся бешеные деньги, а он будет лежать мертвым грузом. Государство проиграло войну здравому смыслу.
Текущая версия закона предполагает, что все персональные данные, весь трафик начинает храниться где-то на территории частных, коммерческих организаций, коими являются операторы связи. И вот огромное количество личных данных огромного количества людей хранятся где-то в частных файловых хранилищах. Это колоссальная опасность! Представляете, какой может возникнуть интерес у «пассажиров» криминального толка к некоторым людям. И за определенную плату массивы данных начнут уплывать куда-то на черный рынок. Давайте вспомним времена, когда на перекрестках стояли люди с табличками «Продаю базы данных ГАИ, Пенсионного фонда и т.д.». Государство угрохало массу сил и средств, чтобы это явление искоренить. И то до конца это явление побороть не удалось. А сейчас эти сливы формально будут узаконены. Это просто катастрофа! Весь «пакет Яровой» — очень большая диверсия.
Несмотря на все предупреждения со стороны операторов о возможных рисках из-за принятия поправок, выстроить диалог с властью так и не удалось. Хотя некоторые результаты все же есть: первоначальные требования в «пакете Яровой» значительно смягчили. Но в любом случае, в том виде, в котором он сейчас есть, первый этап потребует вложений от операторов связи в размере 5–8% от годового оборота. Это очень много!
Формально от первоначальных «хотелок» в сторону уменьшения требования сдвинулись. По моим оценкам, требования по объему хранения данных, в отличие от первой редакции закона, снизились в 18 раз. Но даже в нынешнем, облегченном, варианте затраты операторов вырастут очень сильно. Если на первом этапе, как я уже говорил, цифра может составить 5–8% от годового оборота, то на конечном, третьем, этапе увеличения объемов хранения данных затраты операторов составят уже 90–100% годового оборота. Пока, впрочем, цен нет. Мы исходим из ценников на аналогичное оборудование, которое есть на рынке. Еще интересный момент: когда на эти системы хранения данных вешается ярлычок о том, что их можно использовать для специальных целей, ценник взлетает в несколько раз. Аффилированным друзьям, которые участвуют в «изготовлении» этого оборудования, очень хочется кушать.
Это ударит по всем. Деньги брать неоткуда. Единственный способ, который остается операторам, — повышать цены. Что уже и начали делать. МТС и «Р-Телеком» уже заявили о том, что в связи с принятием «пакета Яровой» цены поднимут на 10%. Я думаю, за ними последуют остальные операторы.
Еще непонятно, когда оборудование сертифицируют. Ходят слухи, что процесс сертификации может быть продлен и до 2021–2023 гг. Когда процесс сертификации все-таки начнет внедряться, тогда начнется катастрофа за катастрофой. Рынок связи начнет лихорадить и трясти.
Доходы операторов упадут, и многие будут вынуждены просто уйти с рынка, поскольку не потянут нагрузку. А это тысячи, десятки тысяч рабочих мест в масштабе России. И все эти люди окажутся без работы.
Мы тратим довольно приличные суммы на связь. Когда в 2014 г. был очередной кризис, мы зафиксировали отток из фиксированного интернета порядка 5%, этот процент людей перешел исключительно на мобильный интернет. С введением «пакета Яровой» количество таких пользователей еще увеличится.
Итог принятия «пакета Яровой» — рост цен, разгон инфляции, торможение ВВП, безработица, потенциально коррупционные схемы по доступу к информации, рост криминала.