Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Махровая антисоветчина в худших традициях. Павел Матяж о «Красном воробье»

1 июня 2018, 13:02
Колонка
Махровая антисоветчина в худших традициях. Павел Матяж о «Красном воробье»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Эротический боевик о специфическом отряде русской разведки и его борьбе с ЦРУ в Восточной Европе. В нашей команде Дженнифер Лоуренс, Джереми Айронс и Шарлотта Рэмплинг, за пиндосов – Джоэл Эдгертон.

В «Красной жаре» 1988 года Шварценеггер и Белуши, советский мент и американский коп, вместе боролись с мафией. В начале снятого в 1991 году «Терминатора-2» Джон Коннор недоумевал по поводу намерения Скайнета нанести удар по России и называл русских «наши друзья». Правда, в финале «Терминатора-3», который появился уже при Путине, в 2003-м, большинство американских городов и жителей погибали-таки в атомной бомбардировке своих русских друзей.

Так что друзьями мы никогда особенно не были, но все-таки откровенными врагами тоже. По крайней мере, после распада СССР и заката коммунизма. И в «Неуловимых», ремейке главного антисоветского фильма всех времен «Красный рассвет», США захватывают уже северные корейцы. Хотя это, конечно, смешно.

Фото: kinopoisk.ru

Образ американской внешней угрозы, который северные корейцы успешно эксплуатируют с 50-х, вернулся в российскую медиареальность в нулевые, почти сразу после прихода Путина. Следующие 18 лет он только усиливался, и сейчас уже невозможно представить, чтобы по Первому, Второму или какому-либо еще каналу про США сказали что-нибудь хорошее. Ну это можно понять, Путин и его ребята – офицеры КГБ все-таки. Они всю жизнь воевали с американцами, а люди уже пожилые, им сложно перестроиться.

Фото: kinopoisk.ru

Бельгийский актер Маттиас Шонартс так же похож на Путина, как кавээнщик Дмитрий Грачев. Только в «Красном воробье» это совсем не смешно.

Первые 14 лет XXI века, до Крыма, в США как будто не обращали на это внимания. Им было с кем воевать и без нас, в голливудском военном кино царила пустынная афганско-иракско-ливийская антитеррористическая тема. Ну и северно-корейская иногда, но только про войну с арабами можно было снимать практически документалки, а с корейцами война была фантазийно-гипотетическая. Ну почему, собственно, нет? В Северной Корее все равно никто этих фильмов не увидит, так что риска потерять северокорейских зрителей не существует.

Фото: kinopoisk.ru

А вот после весны 2014-го в Голливуде вспомнили, что у них тоже есть свои ветераны внешней разведки, которые всю жизнь воевали с русскими. И написанные пенсионерами-цээрушниками мемуары стали спешно превращаться в сценарии. У британцев есть для этого отставные агенты Ми-6 Ян Флемминг и Джон Ле Карре. А американцы отыскали Джейсона Мэттьюса, агента ЦРУ с 33-летним стажем, который на пенсии стал промышлять литературой и написал уже целую трилогию, первым томом которой и стал «Красный воробей».

Фото: kinopoisk.ru

Режиссер «Красного воробья» Фрэнсис Лоуренс является также автором трех частей «Голодных игр», у них с однофамилицей Дженнифер творческий тандем.

На данный момент с русскими уже повоевали и Джон Макклейн, и Джек Ричер, скоро подключится Итан Хант. В прошлом году холодная война началась и для Шарлиз Терон. Но там было все-таки про 80-е, и атомная Шарлиз в Восточном Берлине убивала советских кагэбэшников, а вот «Красный воробей» 2018 года про 2018 год и все эти шпионские игры, конспиративные квартиры и красные шпионки-«воробьи» летят на задания в Европу прямо сейчас.

Фото: kinopoisk.ru

Восточную Европу снимали в Будапеште, и выглядит она в 2018-м так же, как в 80-е. Милое советское ретро. Вы посмотрите на все эти шкафы, ковры и обои.

Правда, разницы между путинской Россией и андроповским СССР для авторов «Красного воробья» нет. Они вытащили на свет, стряхнули пыль и зажестили все стереотипы из старых антисоветских боевиков. Тут и вечный холод, и лютая зима, помпезная позолота Большого театра привычно контрастирует с нищетой грязно-серых панельных девятиэтажек и убогой теснотой московских квартир. Баня, водка, гармонь и лосось. А еще matryoshka, balalaika и babushka. Русские военные в новой форме, с российским триколором, но работают они за старыми советскими столами и в ретро-кабинетах, словно вышедших из бондианы с Роджером Муром. А все до одной русские проститутки, балерины и стюардессы – законспирированные агенты КГБ, в смысле ФСБ. А раз фээсбэшники ничем не отличаются от кагэбэшников, то и враги у них те же – ЦРУ, Америка, Запад, англосаксы. В общем, Темный Владыка Саурон чувствовал бы себя в такой России как дома.

Фото: kinopoisk.ru

А это прямая цитата из «1984». Ну чтоб уж никто не сомневался – тут у нас мордорская антиутопия.

Дженнифер Лоуренс в этом замогильном ужасе работает балериной в Большом театре. Выглядит это при комплекции Лоуренс страшновато, но выделывает пируэты она недолго. При первом же выходе на сцену Дженнифер ломает ногу так мрачно, что ее потом несколько часов оперируют врачи-шарлатаны в кондовой советской больнице. Единственным выходом после такого поворота становится для нее служба в органах. А ее родной дядя Ваня как раз дослужился там до генерала. Ну а как иначе. Это же Россия.

Фото: kinopoisk.ru

Премьер Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Сергей Полунин уже который фильм играет сам себя.

Дядя Ваня отправляет племянницу через бесконечное заснеженное поле в раздолбанный советский ДК, к Шарлотте Рэмплинг, директору школы «воробьев» – специального отряда русской военной разведки. Девочек и мальчиков не учат там приемам рукопашного боя или стрельбы по-македонски, а целыми днями крутят им порнуху и обучают таким образом разнообразному сексу. Правда, случаются и практические занятия. И хоть Дженнифер Лоуренс в этой учебной ситуации должна была давать всем, она не дает никому. Даже в воображаемой тоталитарной России, работая на правительство, которое буквально делает из нее проститутку, сексуальный объект и вещь, Дженнифер умудряется врубить феминистку и пуританку. Girl power! Так что тема сисек осталась не раскрыта, да не очень-то и хотелось. Сложно сказать, этого ли от нее добивалась старушка Шарлотта, но Дженнифер в статусе лучшей студентки курса возвращают дяде. Тот уже приготовил для нее первое настоящее задание – соблазнить американского агента в Будапеште, чтобы отыскать «крота» среди своих, на самой верхушке ФСБ.

Фото: kinopoisk.ru

Шарлотта Рэмплинг тут играет такой собирательный образ воспитательницы-садистки амплитудой от сестры Милдред Рэтчед до Долорес Амбридж.

А там есть из кого выбрать. Помимо Шарлотты Рэмплинг, на ФСБ работают обладатель премии «Оскар» Джереми Айронс и Киаран Хайндс («Мюнхен», «Рим», «Игра престолов»). И еще дядя Ваня Маттиас Шонартс – копия молодого Путина. И все они стильные, холеные, интеллигентные, культурные, как гестаповцы в «17 мгновениях весны». Агент ЦРУ Джоэл Эдгертон, которого Дженнифер должна затащить в койку, выглядит на этом фоне как техасский фермер. Но только он, понятное дело, рыцарь без страха и упрека, своих не сдает и вообще за свободу, а наши, хоть и красавцы и играют их породистые англичане, – все равно убийцы, садисты и моральные уроды.

Фото: kinopoisk.ru

Джоэл Эдгертон вообще не может похвастать интеллектуальными ролями, и здесь он тоже, скорее, бравый солдат, чем хитроумный разведчик. А в профиле Дженнифер, для того чтобы играть балерину и русскую шпионку, не хватает Марго Робби. Ну или Шарлиз Терон хотя бы.

Странно, что такая откровенная антисоветская клюква прошла через все минкультовские фильтры, которые не так давно с легкостью пресекли «Смерть Сталина» и «Номер 44». Уж заворачивали бы все тогда. А то непонятно, есть ли в этом какая-то логика, правила или эта вся цензура работает только в ручном режиме по принципу «нравится/не нравится ли вам, товарищ Сталин».

Фото: kinopoisk.ru

Просто удивительно, насколько форма преображает человека. Джереми Айронс в роли генерала Корчного

С другой стороны, интересно, почему после виртуозных и интеллектуальных фильмов вроде «Шпион, выйди вон» или последних сезонов «Родины», «Карточного домика», «Макмафии» появляются такие примитивные поделки, как «Красный воробей». «Шпионский мост» Спилберга это, конечно, тоже пропаганда, но насколько она тоньше, глубже, убедительнее. А «Красный воробей» напоминает самые махровые фильмы Сталлоне про Рэмбо или Рокки и по градусу пропагандистского пафоса сравним, скорее, с недавними «Спящими» Сергея Минаева. Поэтому «Воробья» не спасают ни лучшие актеры, ни неоклассический саундтрек, ни аутентичные Москва, Будапешт и Бухарест. Неужели все настолько плохо в западном общественном восприятии путинской России, что зрители готовы даже такой мрачный гротеск принимать за чистую монету?

Фото: kinopoisk.ru

Киран Хайндс уже играл президента России в фильме «Цена страха». В «Красном воробье» его понизили.

Печально, что десятилетие относительной свободы и мирного сосуществования с Западом, когда Ельцин по пять раз в году бухал то с Клинтоном, то с Колем, а энтэвшэники и рентэвэшники снимали про это издевательские репортажи, сейчас называют исключительно «лихие девяностые» и пугают этим временем детей. Девяностые оказались так успешно демонизированы, что через 18 лет нельзя с уверенностью сказать, а были ли они вообще. И если в России никто уже толком не помнит, что когда-то было по-другому, то в США и подавно. Враждебная и мрачная Империя Зла, выдуманная еще командой Рональда Рейгана, никуда не исчезла и по-прежнему грозит всему миру атомной войной из вечно заснеженной Москвы. Это значит, что в ближайшие лет 12 американцам и британцам есть про кого снимать военные блокбастеры, и этот «Красный воробей» – только первая ласточка.

Роскомнадзор убил Telegram-бота 66.RU.
Подписывайтесь на резервный канал.