Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Этот ветхозаветный вестерн заставит вас плакать. Павел Матяж о «Трех билбордах»

2 февраля 2018, 14:04
Этот ветхозаветный вестерн заставит вас плакать. Павел Матяж о «Трех билбордах»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Британский театральный режиссер и автор фильмов «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов» Мартин Макдонах отправился в Штаты и снял там свой третий фильм — шекспировскую драму о поисках справедливости в декорациях постмодернистского вестерна. Получилось круто.

Жена Джоэла Коэна Френсис Макдорманд настолько сильно слилась со своим мужем в общественном сознании, что многие воспринимают «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» как новый фильм Коэнов. Это, конечно, совершенно не так. Живые американские классики братья Коэн не имеют никакого отношения ни к сценарию, ни к режиссуре, хотя, конечно, на первый взгляд кажется, что ирландец Мартин Макдонах залез на их территорию. И не только тем, что пригласил их дорогую Френсис в свой фильм на главную роль (хотя, может быть, как раз она и привнесла туда коэновскую ДНК, непроизвольно). Эта история как будто написана Кормаком Маккарти.

В маленьком американском городке изнасилована и сожжена молодая девушка. Никто ничего не видел и не слышал, анализ ДНК ничего не дал, и замуж жертва выйти не успела, так что с биллингом у местного шерифа тоже ничего не вышло. Но на этот раз ФБР не отправило на поддержку деревенской полиции спецагента Купера. А может, они просто не успели.

Этот ветхозаветный вестерн заставит вас плакать. Павел Матяж о «Трех билбордах»
Фото: kinopoisk.ru

Мартин Макдонах — большой поклонник «Охотника на оленей», так что эта бандана, которую повязывает Милдред, выходя на тропу войны, — привет любимому фильму.

Потому что за дело взялась мать жертвы, представитель местного малого бизнеса, которую как раз и сыграла милая Френсис Макдорманд, — миссис Милдред Хейз. И способ решить проблему Милдред выбрала не тривиальный: она не поехала в оружейную лавку за дробовиком, не стала нанимать частного детектива и не позвонила газетчикам. Она продала старый прицеп своего бывшего мужа, отнесла полученные $ 5 000 в местное рекламное агентство и арендовала три заброшенных с 1986 года билборда, стоящие вдоль дороги в том самом месте. Под одним из них умирал ее ребенок. Гигантская черная прогалина там уже семь месяцев не зарастает травой.

Этот ветхозаветный вестерн заставит вас плакать. Павел Матяж о «Трех билбордах»
Фото: kinopoisk.ru

Калеб Лендри Джонс пока ограничивается эпизодами, но, задействовав его, Макдонах делает отсылку к новому сезону «Твин Пикс» Дэвида Линча.

Деревенские рекламщики сработали офигенно — тут кроме шуток. Вы видели когда-нибудь городские билборды, которые берут в краткосрочную аренду физические лица, чтобы написать на них что-нибудь из серии: «прости меня, киса» или «с юбилеем, Зелимхан Ахматович»? Они выглядят так, потому что их собирали в ворде, омерзительные эффекты перенесены оттуда же, и каждый квадратный сантиметр их поверхности заполнен болью дизайнера, умноженной на количество часов, потраченных на игру со шрифтами. А парни из рекламного агентства вымышленного американского городка Эббинга, Миссури затянули поверхности билбордов кроваво-красным и черным конденсным гротеском в две строки на каждом написали: «Изнасилована умирающей», «До сих пор никто не арестован?», «Как же так, шеф Уиллоуби?».

Этот ветхозаветный вестерн заставит вас плакать. Павел Матяж о «Трех билбордах»
Фото: kinopoisk.ru

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» номинированы на Оскар за лучший фильм, лучший монтаж, лучшую музыку, оригинальный сценарий, а также за лучшую женскую роль и дважды — за лучшую мужскую роль второго плана.

Эффектное сообщение произвело на сонный городок впечатление. Уже следующим утром бывший местный гопник, а ныне помощник шерифа Диксон, в исполнении Сэма Рокуэлла попытался выбить все дерьмо из владельца деревенского рекламного агентства Реда, которого сыграл молодой Калеб Лэндри Джонс, который очень далеко пойдет. А шериф Уиллоуби, в исполнении Вуди Харрельсона, отправился поболтать с миссис Хейз.

Этот ветхозаветный вестерн заставит вас плакать. Павел Матяж о «Трех билбордах»
Фото: kinopoisk.ru

На данном этапе своей карьеры Вуди Харрельсон, знаменитый в первую очередь ролью серийного убийцы Микки Нокса из «Прирожденных убийц» Оливера Стоуна, окончательно сросся с амплуа стареющего туповатого полицейского из глухой провинции.

Такая изначальная диспозиция напоминает классический вестерн, и кажется, что следующие два часа гнусный шериф и его придурковатые дуболомы-подчиненные будут затыкать рот бедной женщине, но гордая наследница первых поселенцев со среднего Запада не сдастся и в конце обязательно победит. Но нет, Мартин Макдонах, автор сложносочиненного «Залечь на дно в Брюгге», не так прост. А «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» — его шедевр.

Этот ветхозаветный вестерн заставит вас плакать. Павел Матяж о «Трех билбордах»
Фото: kinopoisk.ru

Макдонах по-прежнему неравнодушен к карликам и пригласил в свой фильм главного из них — великого и ужасного Тириона Ланистера.

Тут вообще нет простых персонажей, про которых можно было бы сказать — вот это плохой парень, или вот это хороший. Второстепенные и даже третьестепенные действующие лица этой пьесы рассказывают свои непростые истории, и каждый занимает свое место в причудливой мозаике маленького городка, который так похож на все эти маленькие суровые американские городки из старых фильмов, где люди живут тесной общиной и не выносят сор из избы, поэтому серьезное преступление может остаться незамеченным, а значит, все жители должны нести за него коллективную ответственность.

Этот ветхозаветный вестерн заставит вас плакать. Павел Матяж о «Трех билбордах»
Фото: kinopoisk.ru

Этого хочет миссис Милдред Хейз.

Но Мартин Макдонах не собирается «всех убить, а город сжечь», как Ларс фон Триер сделал с Догвиллем, и не устраивает ветхозаветный ураган, как сделал бы Стивен Кинг. Хотя ветхозаветного тут будет предостаточно. За каждый зуб тут будет выбит зуб, каждый пожар принесет с собой другой и отразится в нем, а ненависть будет рождать другую ненависть до самого конца.

Этот ветхозаветный вестерн заставит вас плакать. Павел Матяж о «Трех билбордах»
Фото: kinopoisk.ru

Обожаю этого парня еще со времен родригесовских «Гонщиков» и «От заката до рассвета», здесь он играет того самого бывшего мужа, владельца старого прицепа и отца погибшей девочки, женатого на 19-летней работнице то ли зоопарка то ли ипподрома, которая, кстати говоря, тоже не теряется на фоне всех этих динозавров из 90-х.

Из простенького деревенского кантри эта история обернется библейской притчей, но только на минуту и только затем, чтобы стать высокой трагедией, достойной если не Шекспира, то уж точно Оскара Уайльда. В том смысле, что смешного тут будет предостаточно, по большей части это вообще комедия, Макдонах мастерски сбивает собравшийся было зашкалить пафос, но делает это без бесшабашной тарантиновской лихости, в подражании которому его обвиняли после «Семи психопатов», и без коэновского желчного цинизма — в «Трех билбордах» нет никакой политики, и никакой это не приговор старой доброй одноэтажной Америке, которая вдруг оказалась населена дремучей гопотой, голосующей за Дональда Трампа.

Говорят, что Макдонаху пришлось даже вырезать некоторые комедийные скетчи с участием Рокуэлла, чтобы сохранить необходимый баланс комического и трагического, так что полную версию всего этого балагана можно будет увидеть только на DVD.

Несмотря на всю многослойность и некоторую вычурность даже, это очень человечная, гуманистическая история, правдивая настолько, что ждешь перед титрами надписи «основано на реальных событиях» и краткой справки о том, как сложилась дальнейшая судьба ее героев. Но все это вымысел, игра ума 47-летнего ирландца Мартина Макдонаха. А его герои — это не похожие на персонажей из старого вестерна простые деревенские жители, а голливудские актеры Вуди Харрельсон, который тут еще пронзительней, чем в «Настоящем детективе», Сэм Рокуэлл, который сыграл роль, сравнимую по мощи с «Луной 2112», и Френсис Макдорманд, которая не была так крута со времен классического «Фарго». И, конечно, для них это просто работа, после которой они вытрут кровь, пот и слезы и разойдутся по домам, но на этот раз поработали они действительно потрясающе, вот сейчас без сарказма, в далекой России в бессердечном циничном Екатеринбурге весь зал в слезах, и хочется сказать спасибо и пожелать им всех «Оскаров» и «Золотых глобусов» на свете.

Макдонах с ребятами получают «Золотой глобус»