Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Почему в России запретили «Смерть Сталина»? Павел Матяж — о главном киноскандале страны

31 января 2018, 12:18
Почему в России запретили «Смерть Сталина»? Павел Матяж — о главном киноскандале страны
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Британский режиссер Иануччи снял черную комедию «Смерть Сталина», Минкульт РФ сначала дал прокатное разрешение, потом забрал, случился скандал, в котором задействованы традиционные уже в подобных обстоятельствах Михалков, Бортко, Мединский и относительно новое, но одиознейшее лицо Елена Драпеко. И это прецедент. Так с кино в России еще не поступали никогда. Почему? Ответ на этот вопрос оказался неочевидным. Наш кинокритик Павел Матяж посмотрел жуткую пиратскую копию с прибалтийскими субтитрами и, кажется, все понял.

На самом деле это не так часто происходит, можно по пальцам перечислить случаи, чтобы вот прямо запретили какое-то кино к показу. А чтобы отозвали ранее выданное прокатное удостоверение — такое вообще случилось впервые в современной российской истории. Когда что-то происходит впервые в истории, это вообще-то круто и подогревает интерес. Хотя и без запрета было очень интересно. У нас же не 37-й год. Пока еще. Что-то прямо из ряда вон выходящее случилось, если это потребовало прямого и экстренного вмешательства на уровне Министерства культуры.

А случилась «Смерть Сталина». Сталин умер! Елена Драпеко, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре, рассказала с трибуны про свою маму, которая, рыдая, расплетала и заплетала косы в день смерти Иосифа Виссарионовича, и какой это вообще был траур и всенародное горе, и назвала в итоге «Смерть Сталина» Иануччи — информационной войной против России.

Ну, это старая песня, и если слушать ее и дальше, непонятно, как фильм с таким названием, снятый по французскому комиксу, британцами на американские деньги, вообще дошел до нашего проката и каким-то чудом получил прокатное удостоверение. Они там что, спят все на ходу? У нас же с ними со всеми война! Или, может быть, Драпеко и Мединскому с Михалковым нужно просто некое дежурное объяснение, формальная отговорка для прессы, а дело тут в чем-то совершенно другом?

Ну потому, что сам Михалков со Сталиным в своих фильмах не церемонится. И вообще, про все эти кошмарные сталинские дела жестких фильмов в девяностые наснимали все: Герман «Хрусталев, машину!», Рогожкин «Чекиста», Митта «Затерянного в Сибири», Кончаловский «Ближний круг», Кара «Пиры Валтасара». Есть совершенно программные «Похороны Сталина» Евтушенко или там «Покаяние» Абуладзе, есть «Умирать не страшно» Кулиджанова, «Софья Петровна» Сиренко, «Защитник Седов» Цымбала. «Холодное лето 1953-го», наконец.

Или, может, над Сталиным смеяться нельзя? Ведь Иануччи снимал как раз об этом — смех убивает страх. Можно снять тысячу фильмов про то, какое Сталин кошмарное чудовище, но он все равно будет вызывать благоговейный ужас, ну или что-то в этом роде, а смех десакрализует — то, что смешно, уже не страшно. Но тоже не подходит, комедий про Сталина в СССР и постсоветской России, конечно, не снимали, но Соловьев вдоволь поиздевался над ним в «Черной розе» и Бортко в «Собачьем сердце», да и вообще все эти анекдоты про него, которые потом юзали и Хазанов, и Стоянов с Олейниковым, и Нагиев с Ростом, а сейчас даже Бульдог с Каштаном не боятся снимать в кино скетчи про Сталина в тельняшке и с пулеметом.

Или, может быть, они имеют в виду, что это момент какой-то извращенной национальной гордости? Типа, Сталин — это наш локальный родной тиран, а англосаксы пусть снимают про Черчилля с Рузвельтом, французы про Де Голля с Наполеоном и не лезут в нашу уютную деспотию. Но моральных прав у Иануччи снимать «Смерть Сталина» ровно столько же, сколько у Марюса Вайсберга для съемок фильма «Гитлер капут!». Не существует такого российского закона, который бы запретил Иануччи сделать такое кино, какое он считает нужным. А сам Сталин свои интересы простирал далеко за пределы любой юрисдикции и теперь в любой энциклопедии на любом языке мира его имя стало нарицательным и стоит в одном ряду со словами «диктатура», «тирания», «репрессии», это синонимы практически. Любой диктаторский режим во все будущие времена будут сравнивать со сталинским как с эталонным.

Почему в России запретили «Смерть Сталина»? Павел Матяж — о главном киноскандале страны
Фото: kinopoisk.ru

Стив Бушеми играет Хрущева…

Ну тогда можно сделать вид, что дело тут вообще не в Сталине, сказать, что фильм оскорбляет чью-нибудь память. Эту карту разыгрывает, например, Мединский, который говорит, что «зрители могут воспринять «Смерть Сталина» как насмешку над советским прошлым». Да, несомненно это и есть насмешка над одним из эпизодов советского прошлого, но с каких пор такие насмешки запрещены законом и подвергаются цензуре?

Почему в России запретили «Смерть Сталина»? Павел Матяж — о главном киноскандале страны
Фото: kinopoisk.ru

… Джексон Айзекс — Жукова.

Наверное, совсем безобидным фильм «Смерть Сталина» назвать нельзя. Желающие оскорбиться всегда найдутся. Ветераны разнообразных спецслужб, ГУФСИН, или там заслуженные преподаватели курса истории КПСС на пенсии. Единственное, что в этот раз не удалось притянуть, — обычно безупречно работающие «чувства верующих», и пришлось плести мамины косы вот эти, и про Сталинградскую битву что-то плести еще. Давно надо было эту когорту военных пенсионеров объединить в какую-нибудь группу «Пожирателей Сталина» (ну по аналогии с «Пожирателями смерти», которые смерть не сколько пожирают, сколько наоборот) и написать для них какой-нибудь закон о фальсификации истории, например, чтобы защитить вождя от информационных атак из-за океана.

Фрагмент из оригинального комикса

А скорее всего, все дело в том, что сами инициаторы запрета «Смерти Сталина» чувствуют, что нуждаются в защите ничуть не меньше оскорбленных сталинистов, которых они якобы защищают. Ведь и их вождь Владимир Владимирович, и они сами к концу четвертого срока почти вплотную уже подойдут к опасной черте, которая стала непреодолимой для Сталина, а окружение его погрузило в кровавую междоусобицу. И все это понимают, конечно, зима близко, вечно оттягивать неизбежное не получится. А злокозненные англосаксы еще смеют дразниться, напоминать им об этом. Поэтому, естественно, отказать и забыть, ничего другого и быть не могло, это напоминание, пусть хотя бы его, но обязательно уничтожить, стереть в порошок, а лучше бы еще одновременно сделать так, как будто этого вообще не было, всех откатить, лишить памяти.

Фрагмент из оригинального комикса

Но джин уже вылетел из бутылки, и на самом деле «Смерть Сталина» в России можно посмотреть уже сейчас, ведь господь не зря придумал торренты. Кремлевские геронтократы никак не могут отрегулировать этот момент. Так, что те, кому это было интересно, уже все посмотрели, даже если не попали на запрещенные сеансы в московский «Пионер». В сети ходит мрачнейшая пиратка с какими-то прибалтийскими субтитрами и таким жутким звуком, что, когда смотришь, невольно чувствуешь себя диссидентом и борцом с системой, даже если до просмотра ни с кем бороться у тебя и в мыслях не было.