Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Это же фильм для воцерковленных! Павел Матяж — о «Матильде», пролетевшей мимо целевой аудитории

27 октября 2017, 13:39
Это же фильм для воцерковленных! Павел Матяж — о «Матильде», пролетевшей мимо целевой аудитории
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Беспрецедентно скандальный фильм Алексея Учителя до выхода в прокат стал главным российским кинособытием года. Павел Матяж сходил на «Матильду» — и разочарован ужасным монтажом, невнятными диалогами и нелепым кастингом.

Нереальный ажиотаж вокруг «Матильды» сыграл с ней дурную шутку. Православные активисты, верующие и воцерквленные россияне, которым фильм на самом деле адресован, на него, скорее всего, идти откажутся по религиозным соображениям, а интеллигенция, представители которой занимали очередь и скупали места на предпоказах за любые деньги, будет разочарована.

Это напоминает мне случай с Мамоновым. Петр Мамонов внезапно стал очень популярен у православной общественности после фильма «Остров», где он сыграл священника, который весь фильм каялся и страдал в Соловецком монастыре. В результате на его спектакле «Шоколадный Пушкин» во Дворце молодежи был аншлаг, и какую-то часть, довольно существенную, составили тетеньки в платочках и строгие бородатые дяденьки. А там же авангард и панк-рок, Мамонов то бормочет, то завывает, ползает по сцене, прыгает, падает. Сейчас он уже, конечно, не так жжет, как 15 лет назад, но тем не менее. Возмущенные православные активисты выбегали со спектакля толпами.

С «Матильдой» то же самое. Ну в смысле наоборот. Фильм снят с огромным почтением к православной общественности. С Православия «Матильда» начинается и заканчивается, и оно там всегда с большой буквы. Соборы, митрополиты, рясы, песнопения, амвоны, коронация и венчание — всё на своих почетных местах. Чувствуется, что режиссер Учитель особенно отслеживал этот момент, хотя, казалось бы, всё, что могло выйти боком, все угрозы, поджоги и нападения — уже случились до премьеры. Или это он от чистого сердца, реально всё?

Фото: kinopoisk.ru

Посмотрите, кстати, на девчонок на хорах: никаких дурацких платочков на головах.

Потому что с самодержавием в «Матильде» история далеко не такая однозначная. Император Николай II обычно оценивается историками как слабовольный и недалекий правитель, чья мягкотелость привела страну к трагедии, но среди кинематографистов желающих пинать мертвого льва даже во времена СССР было не много, а в последние десятилетия кинообраз Николая II — это образ жертвы во имя Отечества. Практически русский Христос. Янковский в «Цареубийце», Глаголев в «Коне белом», Ромашин в «Агонии», Баранов в «Русском ковчеге» работают на этот образ: мудрый, интеллигентный и глубоко трагический человек добровольно идет на казнь.

Фото: kinopoisk.ru

У Ларса Айдингера, который играет Николая II в «Матильде», тоже не без этого — ну потому что невозможно просто взять и забыть про два десятка прекрасных актеров, которые играли последнего русского императора до тебя. Но дело в том, что события фильма происходят за 24 года до Революции, будущему императору 22. Поэтому молодой Ники глуп и слабоволен, как в советских учебниках истории. Бегает за балериной, закатывает истерики, сбегает из дома и играет в солдатиков. Но при этом такой благородный и томный красавец.

Фото: kinopoisk.ru

Не очень похоже, что им 18 и 22 соответственно? Ольшанской — 25, Айдингеру — 41.

В общем, немцу Айдингеру досталась непростая задача и без Поклонской и ее бешеных радикалов, которые заклеймили его как порноактера за то, что он снимался у Питера Гринуэя, фильмы которого никто из них никогда не видел и не увидит.

Фото: kinopoisk.ru

Честно говоря, не так уж он и похож на Николая. Ну где это пугающее сходство?

Зачем вообще было отдавать эту роль Айдингеру, особенно после всех этих скандалов? Ну ладно, понятно, что нельзя было идти на поводу у религиозных фанатиков. Но ведь он немец, его пришлось дублировать, зачем Учителю понадобилось идти таким сложным путем, ведь у него был в обойме Козловский, который изначально и планировался на роль царя. Ему после «Викинга» не привыкать. Ну и вообще у нас в России есть несколько актеров, которые Николая уже сыграли: Машков, Миронов, Галибин, Глаголев, Бурляев — что с ними не так?

Фото: kinopoisk.ru

В девяностые Малкольм Макдауэлл снимался в Екатеринбурге в фильме Карена Шахназарова «Цареубийца».

Может быть, Учителю не дает покоя слава Шахназарова, который приглашал в свой фильм Малкольма Макдауэлла? Или, скорее, Михалкова, у которого тоже играла гринуэевская Джулия Ормонд? Или, может быть, дело именно в том, что Айдингер — немец, и Учитель таким образом намекает, что династия Романовых, строго говоря, по крови русской не являлась?

Это, конечно, уже дебри, но в какой-то степени объяснило бы остальной кастинг на роли членов императорской фамилии: Ингеборги Дапкунайте и Луизы Вольфрам.

Фото: kinopoisk.ru

Луиза Вольфрам в роли немецкой принцессы

Но вот к кому из иностранного легиона актеров фильма Учителя нет никаких претензий — так это к 25-летней полячке Михалине Ольшанской. Балерина Кшесинская исключительна хороша, тема сисек раскрывается уже на третьей минуте, ну и вообще она весь фильм находится в пикантных ситуациях с различными кавалерами. К моральному облику Кшесинской конкретно и императорскому русскому балету конца XIX века возникают, конечно, вопросы, но зрелище это приятное. Все они красавицы, молодые, прекрасные, элегантно одетые.

Вообще по части костюмов, декораций, операторской работы у «Матильды» все хорошо. Ну, в смысле, можно сравнить с «Адмиралом» или «Сибирским цирюльником». Все эти костюмированные сцены, балы, офицеры, гусары, прекрасный принц и балерина. Сказка!

Фото: kinopoisk.ru

Евгений Миронов и балерины Императорского балета. Немного напоминает ранний Playboy.

Все это портит совершенно адский монтаж, но все это скучно, об этом только ленивый еще не написал. Ну да-да, монтаж уродский, Учитель исперестраховывался весь. Поэтому невозможно следить за сюжетом, фильм выглядит как длинный трейлер, совсем расклеились диалоги. Наследник представляет папе невесту, а тот вдруг толкает речь про то, что «Россию надо держать вот так». Наследник говорит советнику, что не готов к роли правителя империи, а тот ему говорит, что «вы можете позволить себе всё, что угодно, кроме любви». Да вы что, все издеваетесь, что ли! Какой любви? Наследник же вообще не об этом спрашивал!

Фото: kinopoisk.ru

В фильме этого кадра нет, а в материалах к фильму есть. Монтаж, видимо, переделывали до самой последней минуты.

А несчастный герой Козловского вообще из-за этого монтажа выглядит не антагонистом Николая, как на афише, а опасным маньяком. Вдруг набрасывается на императора с кулаками. Это же верное самоубийство! Но любовную историю, которая объяснила бы неадекватное поведение графа Воронцова, которого играет Козловский, просто вырезали. Поэтому Козловский два часа мокнет в баке с водой. А мог бы играть императора.

Фото: kinopoisk.ru

На этой чудесной афише изображено противостояние двух мужчин, личностей, характеров, просто лед и пламень, альфа и омега борются за право обладания женщиной и короной, но в фильм оно не попало, и наблюдать нам приходится за последствиями этого гипотетического противостояния. Причем в основном — для бедного Козловского.

Все это ужасное разочарование. Фильм, который за счет совершенно беспрецедентного по масштабу скандала целый год приковывал к себе внимание и приобрел такую популярность еще до выхода на экраны, оказался пустышкой. Помпезной, блестящей, но проходной, скучной, ну и вторичной, что уж. Поклонская, получается, сделала для успешного проката «Матильды» больше, чем все сценаристы и монтажеры вместе взятые.

Фото: kinopoisk.ru

Омар Шариф сыграл Николая II в 1986 г. в фильме «Анастасия. Загадка Анны», а Иен Маккеллен в 1996-м, в фильме «Распутин». Там Распутина еще Алан Рикман играл.

Хотя, конечно, если расчет был изначально только коммерческий и сделан он был именно на скандал, то он оправдался. Впрочем, и поскандальнее ребята играли святого великомученика Николая II. Сэр Иен Маккеллен, например, который помимо всего прочего является открытым геем. Или Омар Шариф, который был мусульманином, а еще в девяностые открыл казино в Киеве.