Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Это безопаснее, чем отдавать деньги вороватым банкирам. Виталий Калугин о криптобудущем рубля

7 сентября 2017, 18:04
Колонка
Это безопаснее, чем отдавать деньги вороватым банкирам. Виталий Калугин о криптобудущем рубля
Фото: Дмитрий Горчаков; архив 66.RU
Финансовый аналитик, колумнист 66.RU объясняет, почему он сначала поверил в криптовалюты, а потом разочаровался в них.

Вы не поверите, но когда-то идея криптовалюты мне нравилась.

Только потому что это p2p.

Я не понимаю, почему банки должны брать с меня комиссию за транзакцию. С тех пор как банки стали получать 30–50% дохода от платежных комиссий, я понял, что это несправедливые заработки. А уж после того, как смартфон стал стоить 100 баксов, — подавно.

Основное предназначение банков, по мне, — профессионально оценивать риски. И ссужать доверенные им деньги с небольшой маржой малорисковым заемщикам. Ну или с большой маржой — высокорисковым. Но — профессионально оценивая риски.

В толк не возьму, почему я должен платить банку 50 центов за перевод 50 тыс. руб. собственной жене. Да даже не жене, а кому угодно. Если я плачу деньги, то доверяю человеку, не так ли? Ваши какие тут дела? За что берет трансграничная система платежей 1,5–3% с нищего таджика, если он денег детям шлет? Что такого ты сделал, банкир в костюме Бриони? Я, конечно, понимаю, что там сидят сотни программистов и постоянно пилят код, борясь с бесконечными взломами. Но, согласитесь, ведь ВЫ ПРОИГРАЛИ. Компьютерные мошенничества растут лавинообразно. Украденные деньги с компьютерных систем банков исчисляются сотнями миллионов и миллиардами долларов.

Именно поэтому ситуация, когда все хранят деньги в блокчейн-цепочке, меня вдохновила. Никаких комиссий. Вернее, в десятки и сотни раз меньшие комиссии. И они понятны — за что. И справедливы.

Вот представьте себе: вы даете денег на трамвай ребенку, и тут из воздуха материализуется рука и отщипывает 3 копейки. Примерно так работают банковские карты. Я говорил на днях с одним вынужденным пользователем карты «Мир» из бюджетной сферы. Жалуется: комиссия раньше на Visa была 30 руб. в месяц, а теперь — 60. Вам смешно, мне тоже, но с «Миру» по нитке — банкиру на яхту. Сколько их, бюджетных рабов, туда согнали? Десятки миллионов.

Пыл угас по двум причинам:

  1. Транзакции очень медленные. Закрытие сделки в биткоине, скажем, — 10–30 минут.
  2. Всю блокчейн-цепочку контролирует неизвестно кто, и в любой момент ее могут убить или откатить в прошлое.

Вот когда: а) скорость транзакций будет фактически онлайн, б) появится доверенный эмиссионный центр типа ЦБ — тогда да. В этом случае я буду фанатом закрытого национального крипторубля.

Давайте пофантазируем. Цепочку блоков формирует ЦБ. Он — главный и единственный майнер. В силу уникального правового положения он может не брать даже комиссий за транзакции! Денег на ЦОДы и оборудование там не так много надо в рамках национальной экономики. У каждого — криптокошелек (или несколько), не нуждающийся в локации в конкретном банке! Платежи p2p. Не через корсчета. Мгновенные. Самосертифицируемые. Невозможные к откату. Неоспоримые ни в какой форме. Скорость оборота безумная. Плюс если еще и проценты на остатки будут платить по ставке ОФЗ — бомба.

Осталось понять: а как тогда кредитовать экономику? Ну так я и сказал — фантазия. Но можно и тут покумекать. В конце концов, кредитование тоже может быть p2p.

И сдается мне, это даже безопаснее, чем доверять деньги вороватым банкирам.