Я не верю в жизнь после инвестиций. Точнее, я не верю в жизнь бизнесов, где инвестиции привлекаются на нулевом этапе. Знаете, когда сначала красивый бизнес-план в формате ppt, а потом сразу миллион долларов на расчетный счет — и бизнес закрутился. Не верю я в такой сценарий.
Я читал и видел много замечательных идей и проектов, которые убиваются деньгами. Причем неважно, как эти деньги были получены, — венчурный фонд, фонд какой-нибудь поддержки, краудфандинг или просто богатый папа. Если бизнес существует только на бумаге и дальше нее дело никуда не тронулось (покупка служебного автомобиля и макбука руководителю не считается), то, скорее всего, бизнес умрет, как только эти самые инвестиции закончатся.
Инвестиции как нулевой этап — не развивают бизнес, а развращают его.
Денежные вливания очень нужны любому бизнесу. Без них невозможно быстро перейти на новую ступень эволюции компании. Наша «Фабрика трогательных стендов» прошла свой путь соблазна инвестициями. Мы привлекли инвестора, чтобы «полинять» — вылезти из старого панциря и нарастить новый. Но это случилось, когда мы уже два года производили стенды и образцы в своем маленьком подвале. В тот момент меня можно было разбудить в три часа ночи, чтобы я без запинки объяснил, сколько денег надо Фабрике и на что конкретно мы их потратим.
В любом бизнесе должен быть безденежный первый этап, на котором фанатик или группа фанатиков решает воплотить в жизнь некую идею. Первая пицца должна быть выпечена в маминой духовке, первый самокат сварен в отцовском гараже, первая футболка сшита на бабушкиной швейной машинке. Я очень уважаю те бизнесы, где собственники сами поднимают свое дело с нуля. Я их называю «гаражниками».
Мальчики в костюмах с презентациями на планшетах, бегающие из банка в банк, меня не впечатляют. Прежде чем кричать о стартапах, франшизах и искать на их запуск деньги, каждый из них должен по локоть залезть в свою идею, чтобы уметь ответить на любой вопрос по теме, а не только бросаться фразами про норму прибыли по EBIDTA, кеш-флоу и сроки окупаемости.
Один мой очень близкий друг постоянно носится с планами и идеями. Разумеется, я часто участвую в диалогах типа:
— Стас, есть 6 миллионов рублей?
— Зачем тебе?
— Есть идея купить и запустить линию по производству резинового покрытия для спортивных и детских площадок. Сырье — отработанные автомобильные покрышки. Бизнес-план есть, окупаемость 5 лет.
— Ну отлично. А ты хоть одну резиновую плитку сделал?
— Нет. А как? Надо же линию сначала запустить.
На этом разговор заканчивается. И молодой непризнанный бизнесмен идет вместе со мной клясть страну, где так сложно реализовать свою идею, потягивая пиво за стойкой в баре.
— НЕ СЛОЖНО!!! — как всегда хочу крикнуть я. — И денег найти проще простого! Вот только сделай первый шаг! Не сиди на пороге банка с красивыми графиками и презентацией! Возьми у меня в гараже старую покрышку. Сделай из нее экструзию. Как угодно, хоть как морковку на терке нашинкуй! Слепи куличик. Запеки его в духовке. Сделай коряво, страшно, неправильно. НО СДЕЛАЙ!!!
Мои первые стенды были ужасными. Их и стендами было нельзя назвать. Это были куски битого стекла, приклеенные на белый цементный клей к кривому куску ДВП, который я приобрел на каком-то складе на Полевском тракте. А чтобы лист поместился в багажник, я разрезал его на кривые многоугольники. Прототип первого коммерческого стенда был настолько кошмарным, что я фотографировал его в очень тусклом освещении под весьма хитрым углом, чтобы заказчик не увидел всех недоработок. И я получил тот первый заказ на 21 стенд стоимостью 20 тыс. руб.! Уже потом в процессе работы я исправил все ошибки и сделал тот продукт, который нужен был клиенту. И он остался весьма доволен.
Дальше началась наработка опыта в грязном подвале без окон с арендной ставкой 10 тыс. руб. Мы вынуждены были сливать воду с остатками цементных и гипсовых растворов в сточную канаву на соседней парковке. А все столы, стеллажи и прочее оборудовании мы делали тут же, сами.
Только через два года подвальной жизни я понял, что готов привлечь средства. На тот момент «Фабрика трогательных стендов» еще называлась Мастерской и насчитывала штат пять человек вместе со мной и Дарьей. У нас был постоянно растущий список заказчиков, были подрядчики, чей бизнес мы хотели купить или скопировать. Для качественного рывка нам нужны были площади, оборудование, люди.
И мы нашли деньги. Быстро. И ровно столько, сколько надо было для дела. Весь бизнес-план уместился на листке А4. На эти деньги мы купили типографию, арендовали большой цех, снабдили его всем необходимым оборудованием и инструментом.
И всё! Никакие «поршкайенов» для директоров и совладельцев. Никаких суперзарплат для топ-менеджеров и командировок бизнес-классом.
Деньги только для дела. Только в развитие. Жировать и шиковать компания может исключительно на те деньги, которые сама зарабатывает от продаж, но никак не на кредиты и инвестиции.
Разумеется, не все так гладко складывалось. Мы наломали достаточно дров за эти годы. И продолжаем «заготовлять древесину». Но мы рискуем только теми деньгами, которые можем вернуть без нанесения своему бизнесу тяжких увечий.
Там, в 2013 г., мы привлекли деньги. В результате мы стали Фабрикой. Но это были ровно те деньги, которые мы могли вернуть, если настанут сложные времена. И когда в 2015-м они настали, мы не ударились в панику и не свернули бизнес. А продолжили работать и развиваться.
Инвестиции — это допинг. Но он будет иметь эффект только для уже подготовленного атлета. Если допинг отдать дохляку, то в лучшем случае эффект будет нулевым. В худшем — клиент загнется.