Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

«Матильда» времен СССР: история сексуальной деградации страны на примере одной скульптуры

Колонка
7 августа 2017, 13:20
Екатеринбургский экскурсовод Татьяна Мосунова написала колонку. В ней она на примере работ уральца Ивана Шадра объясняет, как в Советском Союзе, где процветал культ тела, не стало секса. Публикуем ее рассказ на 66.RU.

Завотделом PR Краеведческого музея, екатеринбургский экскурсовод Татьяна Мосунова в колонке на 66.RU рассказывает, как концепция «в СССР секса нет» реализовывалась в Советах на практике. Публичное осуждение «Девушки с веслом» полвека назад напоминает современную битву против «Матильды».

— Собирая материалы для экскурсии о сталинском Свердловске, я вспомнила элементы городской среды, которые ассоциируются с этим временем: колонны, колосья, гербы, серп и молот, широкие улицы, бравурная музыка, всё, что работало на идею благополучия и изобилия. И, конечно, один из главных символов эпохи — девушка с веслом.

Оказалось, спортсменка, образ которой прижился в парках и на набережных, — совсем не первая леди со спортивным снарядом. Первую «Девушку с веслом» придумал наш земляк, скульптор Иван Шадр, но она оказалась слишком сексуальной для пуританской страны. В СССР в 1935 г. при показном культе тела цвело ханжество, которое задвинуло истинную зовущую красоту и заменило ее суровым эрзацем.

Иван Иванов родился в Шадринске сто сорок лет назад, в крестьянской семье. Кроме него у родителей было еще двенадцать детей. Такое сочетание имени и фамилии можно было считать фатальным стартом для будущего художника. Иван решил, что имя может дать город, где он родился, и стал Шадром.

В СССР при упоминании Ивана Шадра вспоминали хрестоматийное «Булыжник — оружие пролетариата». Фото: Александр Аникин

Как и все хрестоматийное, и Шадр, и его работа, не вызывали у меня каких-то особых эмоций, ведь они были уже кем-то оценены, признаны — какие тут могут быть открытия. Но однажды мы отправились в Шадринск — посмотреть на сохранившиеся корпуса заводов Поклевских-Козелл. Пришли в музей. И небольшой зал, в котором были выставлены работы Шадра, меня поразил. Это были такие живые произведения! В них чувствовалась такая пронзительность и сила! Иван Шадр оказался не человеком из хрестоматии по истории искусств, а очень эмоциональным, сильным художником.

До того как слепить пролетария, Иван Шадр учился в Екатеринбурге, затем пытал счастья в столице империи, был отвергнут, но не отчаялся и уехал за границу. Брал уроки у Родена, учился в Италии. В Гражданскую войну чуть не погиб, потому что Колчак настаивал, чтобы Шадр нарисовал новые деньги и изваял освобожденную Сибирь, а вот большевики, пленившие скульптора, хотели, чтобы он Сибирь не ваял, а встал к стенке. Только Карл Маркс и спас художника: Шадр так убедительно изобразил немецкого бородача, что избежал смерти и стал самым востребованным советским скульптором.

О нем можно было бы написать, что он Ленина в гробу видел (хотя у нас полстраны Ильича в таком положении видели), но Шадр не только видел, но и изваял семнадцать Лениных в разных позах. Он стал самым популярным довоенным ленинотворцем. А деньги все же нарисовал, правда, не для Колчака, а для советской России.

В 1935 г. художнику исполнилось 48 лет — самый возраст для мужчины. И Шадр создал самую эротичную, зовущую скульптуру, которая должна была стать одним из символов страны, но оказалась, что страна не дозрела до такой откровенности. Нет, ничего порнографического в работе не было. К Шадру обратилась директор московского Центрального парка культуры и отдыха им. Горького Бетти Глан и предложила сделать скульптуру «Девушка с веслом». Это был совершенно новый образ.

Девушек с веслом было несколько: одну создал Иван Шадр, другую Ромуальд Иодко. Фото: Наум Грановский, Государственная Третьяковская галерея

«Девушка» была одной из пятидесяти скульптур, которые ваяли для парка известные скульпторы. Янсон-Манизер лепил «Балерину», Шварц «Парашютистку», Фильдс «Юность», Мотовилов «Физкультурника с веслом», Шильников «Физкультурницу». Ивану Шадру достался самый лакомый участок — он должен был своей монументальной фигурой замкнуть «смысловой круг пространственной композиции ландшафта».

Натуру Шадр нашел в бассейне, началась работа. Как ни привлекательна была натурщица, для скульптора она была лишь отправной точкой для его идеи создания нового человека, соединявшего в себе идеалы греческой красоты и ожившую сексуальность спортивного тела, натренированного на сталинских стадионах. Своей работе Шадр дал имя — ее звали Лола.

Вместе с постаментом бронзовая Лола возвышалась на 12 метров (фигура Ленина на площади 1905 года — 7 метров). Статуя еще не успела занять место в парке, а скульптора уже атаковали советские пуритане. И хотя они высказывали пуританские мысли, их язык показывал, что они глубоко проникли в историю вопроса.

Слева: Скульптор Иван Шадр работает над изваянием девушки с веслом. Фото: Александр Гринберг. Справа: Образ девушки с веслом после критики и работ Ромуальда Иодко.

Газета «Вечерняя Москва» от 11 августа 1935 г.: «Мы наблюдаем спекуляцию вульгарной эротической образностью. Весло здесь теряет свой бытовой смысл и становится очевидным фаллическим символом; оно отсылает нас к уключине, в которую вставляется весло… Наконец, следует помнить, что обнаженная девушка-гребец с эрегированными сосками стала украшением фонтана, который моделирует водометание как извержение спермы…»

Скульптору было предписано изменить пропорции. Ему пришлось увеличить скульптуре зад, изменить прическу и уменьшить размер самой фигуры. Более скромный вариант установили в 1936 г. у главного входа в Парк им. Горького, в окружении фонтанов, но и он не удовлетворил бдительное начальство. В народ ушла не девушка уральского скульптора, а водная спортсменка Ромуальда Иодко.

Настоящую Лолу скульптору разрешили сохранить и даже перенести в другой парк, но за свой счет. Шадр отправил Лолу на Украину, в Ворошиловград — современный Луганск — другие города брать сексапил отказались. В Луганске скульптура погибла в 1941 г. от угодившего в нее снаряда.

Судьба Ромуальда Иодко не делала таких стремительных поворотов, как биография Шадра. Он ровно, спокойно шел к своей мечте стать скульптором. Еще в самой начале своей биографии скульптора он работал над образом физкультурниц. Через 18 лет после первой попытки скульптор создал образ, который смело тиражировали по всей стране. На девушку с веслом надеты мешковатые трусы, сама она приземистая, настоящая мать и работница. Позднее он создал и девушку в купальнике.

Вместо обнаженной девушки с веслом скульпторы стали изображать одетую женщину. Фото: Анна Кудрявцева

Страна сделала выбор. Вместо яркой, независимой леди Сексуальность в садах и парках появилась сталинская Венера. Удивительно, что эпоха, которая пропагандировала культ тела, испугалась и сама создала рамки. В СССР не могло быть секса.

Но вот ведь какая штука: если бы уральский скульптор Шадр предложил поставить на плотине свою Лолу сейчас — как отреагировало бы наше повидавшее виды общество? Что бы предпочли: барышню в трусах — или задорную физкультурницу с торчащей грудью?

Послесловие: Шадр не узнал о смерти Лолы. Он умер в апреле 1941-го, ему было 54 года. А год спустя, в 1942 г., свердловский архитектор Сигизмунд Домбровский был номинирован на Сталинскую премию за проект оформления набережной Исети, включавшей фигуры физкультурниц и девушек с веслом, правда, по модели Иодко.