Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

«Видишь, там, на горе, возвышается крест»: Владислав Деревянных – о том, как правильно ездить в Сысерть

туризм владислав деревянных Колонка
13 июля 2017, 15:12
Фото: Владислав Деревянных для 66.RU
Дизайн-директор РА «Восход» и путешественник Владислав Деревянных провел два дня в Сысерти и ее окрестностях и сформулировал главный совет для тех, кто туда отправляется.

У меня много знакомых, которые видят, что я постоянно куда-то мотаюсь по Уралу и выкладываю красивые фотки; они часто спрашивают, где это, как туда доехать, что посмотреть… Я с удовольствием рассказываю, а потом люди возвращаются недовольные: «Шли пешком три километра по грязи, пришли, а там какая-то фигня…». Каждый раз этому удивлялся и расстраивался, ведь мне самому-то было интересно. А потом понял — проблема в том, что люди едут неподготовленными, они просто не знают, куда приезжают.

Мы привыкли, что нас на месте обычно встречают экскурсоводы, водят, все рассказывают, а тут — лес, речушка, развалины какие-то… И никто не знает, что, например, в этом заброшенном здании спроектировали и построили первый в стране реактивный самолет или что на этих камнях в лесу 6 тыс. лет назад жили первые уральские металлурги. И нет рядом человека, который бы это рассказал.

Сысерть — как раз такой случай. Если ты ничего про нее не знаешь, то и увидишь только провинциальный городок с сельским торговым центром и частными домиками. И подумаешь: «Что там смотреть, я лучше вон в «Гринвич» схожу».

«Видишь, там, на горе, возвышается крест»: Владислав Деревянных – о том, как правильно ездить в Сысерть

А место абсолютно уникальное — как с точки зрения истории Урала и становления горно-заводского дела, так и с точки зрения природной красоты. Я раньше тоже недооценивал Сысерть, думал — ну город как город, ну Бажов там родился, и что?

А потом познакомился с человеком, который открыл для меня совсем другую Сысерть. Саша Савичев — молодой парень, больной на всю голову Уралом, который знает про Сысерть всё и может влюбить в нее абсолютно любого человека. Он бесконечно роется в архивах, держит в голове тысячи историй про любой камушек или дом, знает, через какие кусты нужно пролезть, чтобы увидеть удивительное и скрытое от глаз простых прохожих. При этом Савичева-экскурсовода может себе позволить любой — просто позвонить ему или написать ВКонтакте.

«Видишь, там, на горе, возвышается крест»: Владислав Деревянных – о том, как правильно ездить в Сысерть

Цены у Савичева смешные — в любой музей Екатеринбурга сходить дороже, чем заказать персональную трехчасовую экскурсию.

Мы «забронировали» Сашу и поехали в Сысерть на два дня с ночевой. В самом городе и окрестностях очень много турбаз, есть обычные — из серии «баня — шашлык — переночевать», есть базы, на которых нельзя выпивать и курить — там только природа и тишина, есть базы с лошадьми и т.д. Мы выбрали базу «Лебяжье»: ее фишка в том, что она стоит на берегу пруда на месте, которое так и называется — Лебяжье.

До революции там очень любили отдыхать сысертские рабочие, осталась даже архивная фотография «Пикник на Лебяжьем» — сидят чинные рабочие на лужайке и смотрят пристально в объектив. Мы даже хотели это фото повторить, но мокрая после дождя трава этого сделать не позволила. Сама база оказалась достаточно бюджетной и комфортной, к тому же в шаговой доступности от города.

«Видишь, там, на горе, возвышается крест»: Владислав Деревянных – о том, как правильно ездить в Сысерть

Весь первый день гуляли по Сысерти, вечером приехали на базу, сходили в баню, а утром встали и отправились на Тальков камень. Мы привыкли воспринимать карьеры как нечто уродливое — так выглядит, например, знаменитый карьер в Коркино, самый большой в стране. Тальков камень смотрится совсем по-другому. Если не знать, то и не подумаешь, что он рукотворный. В Свердловской области два тальковых карьера — этот и Старая линза, но они отличаются архитектурой склонов, породу там добывали и распиливали по-разному.

Тальков камень
Владислав Деревянных для 66.ru

Карьер Тальков камень сейчас затоплен, это озеро глубиной 30 метров, а еще на 30 метров вверх возвышаются вертикальные «скалы». Очень непривычно идти по тальку — он мягкий и чуть скользит. В карьере многие даже купаются, а вот живности в озере нет никакой — тальк делает воду «мыльной», и рыбы там не живут. Сейчас это — часть природного заповедника, везде проложены удобные тропинки, по маршруту сделана понятная навигация. Сам карьер можно обойти по всему периметру и, с какой точки на него ни смотри, с какого ракурса ни фотографируй, всё получается очень красиво и живописно.

«Видишь, там, на горе, возвышается крест»: Владислав Деревянных – о том, как правильно ездить в Сысерть

У самой Сысерти очень интересная история. Город был основан в 1732 г., когда там нашли железную руду и командированный сюда де Геннин распорядился построить плотину на реке Сысерти и железоделательный завод. Сысертская плотина, кстати, метров на 10 длиннее екатеринбургской, но она сохранилась почти в первозданном виде, такой же, как была построена — из лиственницы. И такого монументального ощущения, как наша, с проезжей частью в шесть полос, не производит.

«Видишь, там, на горе, возвышается крест»: Владислав Деревянных – о том, как правильно ездить в Сысерть

В 1758 г. завод продали Турчанинову, он и его потомки Соломирские управляли им до самой революции. Турчанинов был не только успешным заводчиком, но и очень образованным человеком — он открыл в Сысерти первую библиотеку, основал «дендрариум», в котором росло 224 вида диковинных для Урала растений. Даже ананасы там выращивали! А в его саду (сейчас на этом месте микропарк на две скамейки) стояло 110 мраморных копий античных и бронзовых японских скульптур — круче, чем в питерском Летнем саду.

Владислав Деревянных для 66.ru; личный архив Александра Савичева