Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Забытые храмы Урала: семь гниющих и разваливающихся памятников архитектуры

11 мая 2017, 19:51
Колонка
Забытые храмы Урала: семь гниющих и разваливающихся памятников архитектуры
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU
Заброшенные памятники архитектуры разбросаны по селам и городам Свердловской области. Их по кирпичу растаскивают местные домовладельцы, чтобы построить загоны для скота. Меж тем каждый из них мог бы притягивать туристический поток, уверена автор выставки Надежда Бурлакова.

Фотопроект «Забытые храмы Свердловской области» возник в начале 1990-х, когда автор выставки Надежда Бурлакова колесила по Уралу, снимая красивые церкви. Спустя семь лет она повторила свой маршрут и заметила, что храмы, которыми она восхищалась, стремительно разрушаются. Сейчас многих уже не существует — они рухнули либо их растащили местные жители. Памятники, которые еще можно спасти, представлены на выставке в Екатеринбургском музее архитектуры и дизайна. О шедеврах и о том, как их уничтожают, искусствовед Надежда Бурлакова рассказала корреспонденту 66.RU.

Кроме выставки Надежда Бурлакова выпустила книгу про заброшенные церкви Свердловской области.

— История этих храмов прекратилась в 20-х гг. XX в. После Революции 1917 г. до 1921–1922 гг. большинство церквей еще существовали. А потом, после официальных декретов советской власти, храмы стали закрываться. Деятельность православной конфессии была запрещена, служить не имели права, вплоть до того, что священников отправляли в лагеря и расстреливали, потому что они занимались «подрывной деятельностью», по мнению властей.

Уже к 1935–1936 гг. большинство храмов перешли в светское пользование: там размещали склады, гаражи, технические и подсобные помещения. Часть церквей просто взорвали.

Забытые храмы Урала: семь гниющих и разваливающихся памятников архитектуры

В бывших коровниках и складах до сих пор сохранились дореволюционные фрески.

В начале 1990-х гг., когда храмы передали епархии, освободили от использования, они стали приходить в запустение. Причина этого очень простая. Например, берем село Скатинское. До революции там жили 3,5 тыс. человек, и все они были верующие. Соответственно, все ходили в храм. Единственный канал зарабатывания храмом денег — это пожертвования прихожан. После 1990-х гг. в селе осталось столько же жителей (однако, как правило, сельское население сокращалось), но верующих среди них — 10–15%. От 3,5 тыс. осталось, например, 50 бабушек. А храм по-прежнему может существовать только на деньги прихода. Таких случаев, когда епархия или государство дают деньги, в нашей области очень мало. Что могут сделать эти 50 бабушек? И официально, и неофициально — ничего.

Забытые храмы Урала: семь гниющих и разваливающихся памятников архитектуры

Фотографии церквей авторы выставки распечатали на дереве. По мнению Надежды, «фактура натуральной сосны прекрасно передает как детали декора и росписей заброшенных храмов, так и эмоциональную составляющую — беззащитность вещественной истории».

Действия волонтеров часто приводят к дальнейшему разрушению. Дело в том, что стены храмов, как правило, делались из кирпича, у которого пористая поверхность. В годы советской власти, пока в храмах располагались коровники и склады, уровень земли внутри повышался и консервировал стены и фундамент. В наше время волонтеры и местные жители, которые облагораживают церкви, вычищают хлам и грязь (был случай, когда уровень внутри помещения понизили на 1,5 м). Стены, освобожденные от грязи, начинают работать как губка. И если под фундаментом есть вода, стены начинают впитывать ее в себя. Когда наступают холода, она застывает и разрушает кладку. Влага действует и на росписи — они отшелушиваются и отпадают.

Такие примеры есть в Свердловской области, например в селе Кайгородском, где жители пытаются сами сделать как минимум консервацию: закрыть досками окна и двери, вынести мусор. Но дальше этого, как правило, дело не идет. Храмы продолжают разрушаться.

Фреска с ангелом (слева) уже не существует — ее разрушили вандалы. В роспись, по словам исследователей, бросали камни. Сейчас ее восстановлением занимаются реставраторы. Если специалисты смогут собрать фреску по кусочкам, через полтора-два года она заиграет новыми красками.

Вандалы действуют до сих пор. В прошлые выходные мы ездили по заброшенным церквям, были в селе Липовском. Храмы, которые никому не принадлежат, местные жители растаскивают (кирпич-то хороший) и строят свои домашние сооружения.

Забытые храмы Урала: семь гниющих и разваливающихся памятников архитектуры

Сохранившиеся росписи удивляют краеведов. Но когда их начинают восстанавливать — рисовать свежими красками по старым контурам — результат напоминает комиксы, утверждает автор выставки.

Есть десятки разрушенных храмов в нашей области, которые не такие шикарные, как храм на воде, но с точки зрения истории более ценные.

Мой любимый — Иоанно-Предтеченский храм в Верхотурье. Это потрясающий шедевр сибирского и строгановского барокко, от которого сейчас остался в крайне разрушенном состоянии только первый этаж. Он был трехэтажным, огромным, высотой более 60 м.

В 2012 г. был подготовлен детальный проект его реставрации, но на нее не нашлось денег, поэтому реставрировать его не будут. А скоро там даже консервировать будет нечего. А ведь он построен в середине XVIII века! С точки зрения протяженности во времени исторических объектов он имеет крайне высокую ценность: и как искусствоведческий, и как культурный, и как исторический, и как архитектурный объект.

Иоанно-Предтеченский собор находится недалеко от центральной площади Верхотурья. В рамках проекта «Духовная столица Урала» были подготовлены документы о его реставрации. Но дальше дело не пошло. Скоро от шедевра сибирского барокко не останется камня на камне.

Храм в Кайгородском селе был построен в конце XIX — начале XX в. Огромная храмина из кирпича прекрасной сохранности, русско-византийский стиль. Сейчас ее восстанавливает дедушка, который там живет — деньги на работы ему жертвуют благотворители и местные жители.

Восстановить церковь самостоятельно жители не могут — не хватает денег. Епархия и областные власти средства выделяют крайне редко, отмечает автор выставки.

По всей области я могу назвать как минимум 20 храмов, которые, если их восстановить, станут местами туристического притяжения, важными для краеведения, — как популяризация знаний о своей малой родине.

Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU