Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

«Он тащит других за собой в СИЗО». Адвокат — о том, в чем виноват блогер Руслан Соколовский

Руслан Соколовский сергей колосовский Колонка
28 апреля 2017, 15:45
Фото: архив 66.ru
Ожидается, что уже в мае суд огласит приговор Руслану Соколовскому. Эксперты, следящие за процессом, убеждены, что решение суда будет обвинительным. Один из ведущих уголовных адвокатов Екатеринбурга Сергей Колосовский специально для 66.RU рассуждает об ответственности блогеров и о пути, по которому они ведут свою аудиторию.

Буквально на днях я беседовал с одной родительницей, переживающей, что ее ребенок насмотрится видеоблогов — и пойдет повторять. Речь о Соколовском и ему подобных. Только мы сейчас не встаем в длинную очередь желающих обсудить сами ролики про покемонов, а говорим об ответственности блогеров вообще.

В наше время в Сети развелось множество специалистов во всех сферах жизни — от макияжа до юриспруденции. Юристов, кстати, особенно много — или мне так видится через призму профдеформации? Некоторые вызывают откровенный смех. Некоторых периодически разоблачают (типа той тетки, которая объясняла, что нельзя спать с мужиком, зарабатывающим меньше какой-то суммы, — как выяснилось, сама она спит с мужиком, который вообще ничего не зарабатывает). Так вот Соколовский по своей сетевой природе ничем не отличается от этой тетки: авторитетное положение в Сети при отсутствии реальных жизненных результатов в обозначенном направлении.

Когда человек на своем канале говорит: «Давайте делать так», — он должен осознавать, что феномен блогерства не безобиден. Речь идет о формировании правосознания молодежи. Толпа поклонников, девочек и мальчиков, не понимает, что, следуя за Соколовским, они попадут туда же. В тюрьму.

Подача материалов Соколовским основана на абсолютном пренебрежении к существующим реалиям. Что он делает в своем блоге? Он говорит: «Есть статья Уголовного кодекса. Я ее нарушу — и посмотрим, посадят меня или нет». Я допускаю, что в этой ситуации Соколовский, не имея специального образования и самое главное — опыта жизни в нынешних правоохранительных реалиях, прочитал статью Уголовного кодекса и решил, что знает, как ее нарушить и не нарушить одновременно. Попытался сделать это. Но у него не получилось. Потому что Соколовский не учитывает реальности и не знает о дефектах правоохранительной системы, которая всегда срезает острые углы в сторону обвинения. Об этом при анализе ситуации вспоминает только практик, работающий с системой. Но не теоретик, пускай и сильно умный.

«Он тащит других за собой в СИЗО». Адвокат — о том, в чем виноват блогер Руслан Соколовский

А молодежь читает и думает, что это классно, надо делать так же. К тому же ведь у Соколовского такая романтическая внешность, а еще и в тюрьме он оказался из-за девушки (которая пришла к нему домой, не зная, что такое домашний арест). Полный набор романтических штампов и примеров для подражания молодежи. Однако в этом наборе не хватает одного отрезвляющего элемента: 4D-проекции воняющей параши в СИЗО.

Он побуждает молодежь искать лазейки в законе и щекотать свои нервы. Проблема в том, что все это происходит без объяснения того, что будет в дальнейшем на самом деле. А будет та самая четырехмерная проекция. Хотя давно я не посещал СИЗО, может быть, там сейчас тюремную вонь победили, поэтому молодежь так туда стремится?

В итоге на суде Соколовский сейчас всем своим видом показывает, как круто, что его судят. Армия его поклонников увеличивается. Своих поклонников Соколовский дальше агитирует на подражание. А интересно, если ему дадут реальное наказание — поклонники захотят последовать за ним? Или об этом мы еще не думали?

В идеале перед съемкой своего ролика Соколовский должен был посоветоваться с юристами: чтобы максимально сгладить какие-то острые места и исключить вероятность наступления уголовной ответственности. И если бы в своем блоге он объяснял: «Ребята, я сделал так и так, здесь у меня страховка и именно поэтому мне ничего за это не будет», — то это был бы хоть сколько-нибудь ответственный подход.

Собственно, я и пытаюсь донести мысль об ответственности блогеров. Потому что человек, живущий в виртуальном мире, не удосуживается подтвердить свою компетентность. Если в реальном мире человека можно оценить по реальным достижениям или провалам, то в виртуальном мире он создает репутацию за счет манеры подачи своего материала. Создав репутацию авторитетного человека, он может подвигнуть на подобные поступки своих последователей. При этом репутация авторитетного человека в Сети не будет основана на репутации в реальной жизни. Ведь, насколько я знаю, в реальности Соколовский не достиг ничего: институт не закончил, профессию не получил, дом не построил, дерево не посадил... А в виртуальном мире он собирает десятки тысяч последователей, которые отличаются неокрепшим умом.

«Он тащит других за собой в СИЗО». Адвокат — о том, в чем виноват блогер Руслан Соколовский

«Познавший мудрость будет бить лежачего строго сверху вниз, втаптывая и вбивая в землю. Наивысшую благодать имеют прыжки на голове и тушке оппонента. «Чтоб асфальт прогрыз, зараза, чтоб вообще не встал с земли! Вот еще совет вам дельный: можно станцевать на брюхе, чтоб во рту его плескались его свинские кишки!» — говорит об этом деле народное творчество», — писал Василий Федорович в своем блоге под ником Viper_ns. А после выяснилось, что писал он со знанием дела. В 2016 г. его осудили на 22 года строгача как активного члена банды, на счету которой 14 убийств.

Есть пример из жизни — екатеринбургский блогер Василий Федорович. В Сети он выдавал себя за авторитетного юриста, специалиста по ножевому бою и поведению в обществе. В блоге он писал: «Резать мне или простить ту или иную гниду?» Или рассказывал, как разбил голову бармену, который плохо его обслужил. Писал, как правильно бить лежачего: прыгая двумя ногами на грудную клетку и вкладываясь всем весом, ощущая хруст костей под ногами. При этом рассказывал, как его высокая юридическая квалификация помогает избежать уголовной ответственности всевозможным скинхедам и прочим последователям прыжков «на грудине». Он рисовал такую модель поведения — и его читатели думали, что так можно жить. А в итоге Федорович получил 22 года строгого режима.

И когда видишь очередного безумного Новоселова, который прямо под видеокамерой «поднимает себе с земли срок», поневоле задумываешься: а не Федоровича ли он начитался пару лет назад?

Самое грустное — то, что я сейчас написал, молодежь не поймет. И даже не прочитает. Так что обращаюсь исключительно к родителям — причем тех детей, которые из детства вроде бы уже выросли: попробуйте узнать, каким кумирам молятся ваши повзрослевшие дети.

архив 66.ru; личная страница Василия Федоровича