Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Они присвоили себе право на правду»: как отличить городскую интеллигенцию от пародии на нее

4 мая 2017, 16:25
Колонка
Почему настоящий интеллигент похож на супершпиона (его не слышно, не видно, но он существует), объясняет предприниматель Михаил Бабин в своей колонке на 66.RU.

Михаил Бабин стал предпринимателем в 1991 г. Сейчас он руководит группой компаний «Технология ресурсов», куда входит «Такси-Город», информслужба «Справочное-19», Finance Master и др. Но, несмотря на богатый опыт в бизнесе, в своей колонке на 66.RU Михаил Бабин рассказывает не о предпринимательстве, а об интеллигенции: от набора критериев, которым должен обладать настоящий интеллигент, до его функций в обществе.

— Часть людей, причисляющих себя к интеллигенции (даже мы можем их так называть), таковой не является. Есть несколько критериев для определения интеллигента. Первое: уровень образованности — изрядно выше среднестатистического, глубокие знания в каких-то областях. Второе: дело, которым должен заниматься этот человек. Невозможно причислить к интеллигенту представителя «диванных войск», ибо не существует того дела, которым он занимается. Дело может быть разного масштаба: ты можешь быть поэтом, как Бродский, а можешь быть учителем в школе, но всецело отдаваться этому занятию и чувствовать его делом всей твоей жизни. Понятно, что когда мы говорим о «деле», мы говорим о том, что существует ряд профессий, которые предполагают, что носитель этой профессии — интеллигент. Например, ученый, преподаватель, писатель…

Третье: мотивация настоящего интеллигента нематериальна. Условно говоря, буржуа и интеллигент — несовместимые вещи. Будь ты четырежды интеллигентом, если ты ушел в бизнес или стал продаваться за деньги — всё, твоя интеллигентность на этом закончилась. Ты можешь быть кем угодно — профессионалом, уважаемым человеком, но не можешь быть интеллигентом.

Четвертое: высокий уровень непоколебимых морально-нравственных устоев у человека, что, как следствие, не позволяет ему быть продажным и приводит к тому, что интеллигенция становится «совестью нации». Это сразу же отсекает двойные стандарты. Дети Донбасса и какой-то другой территории — это одинаковые дети. Нельзя одно горе видеть, а другое не замечать, если ты совесть нации. Для тебя беда этих детей одинаково болезненна. Настоящий интеллигент не может говорить: «Я — Шарли!» — и молчать по поводу теракта в Питере, как будто его не было. Значит, надо было молчать в обоих случаях и соблюдать нейтралитет, ибо и там и там — гибель невинных людей.

Пятое: веления души для интеллигенции гораздо выше, чем доводы разума. Если эти факторы соблюдены — тогда интеллигенция начинает выполнять свою важную и необходимую функцию в обществе.

Высокие нравственные устои и высокий интеллектуальный уровень позволяют видеть, что делается не так во власти, руководством страны. И позволяют указывать на это. Политика не делается в белых перчатках — это давно установленный факт, и обсуждать тут нечего. Но политика не должна делаться и по локоть в крови. Этот баланс интеллигенция должна удерживать. Иногда он остается на уровне «мы вас просто поругали», но не дает власти разгуляться и потерять берега. Таким взаимодействием с властью интеллигенция защищает те слои населения, которые не в силах самостоятельно сформулировать и предъявить свои требования. Во имя них это все и делается. Плюс повышение уровня образования населения, его самосознания.

Что у нас получается с псевдоинтеллигенцией? Во-первых, если внизу быдло и если ты считаешь себя выше них по определению, то всё, приехали, ты уже не интеллигент. Во-вторых, если ты регулярно критикуешь власть, потому что тебе хочется туда попасть, — ты тоже не интеллигент, а, скорее, недоаристократ. Вся твоя критика вызвана не благими намерениями, а чувством обиды. Кстати, когда Никиту Михалкова пытались назвать интеллигентом, он всякий раз открещивался и говорил: «Да вы что, какой же я интеллигент? Я — аристократ!» В-третьих, когда ты начинаешь мериться своим благосостоянием — всё, опять приехали! Представьте себе, Бродский и Шолохов мерились бы количеством денег! Мы же понимаем, что это нонсенс — такого не может быть.

Получается, что какая-то часть людей, обладающих отдельными признаками (в основном интеллигентной профессией и интеллигентным набором знаний), определяет себя интеллигенцией и от имени интеллигенции начинает вещать. Ребята, в вас не видно благих намерений! Обида — видна, презрение к тем, кто внизу, к народу — видно (ну не может интеллигент называть народ «биомассой»!). Произошла дурацкая подмена понятий: они присваивают себе очень красивое название «интеллигент» и уже от его имени чувствуют за собой право на «правду», право затыкать рот тем, кто имеет другое мнение, тем, кто имеет меньшее образование.

Существует и настоящая интеллигенция, но ее очень мало, потому что есть определенный набор параметров, жесткий фильтр. Умные и порядочные люди в России есть, как и в любой другой стране. Но они не выпячиваются, потому что высокий моральный уровень человека не позволяет ему лупить себя в грудь и объявлять себя «совестью нации». Как говорят, «Пушкин всегда знал, что он гений, но ему хватало ума, чтобы не говорить об этом вслух». По-настоящему порядочный и честный человек никогда не будет про себя думать, что он такой. Он всегда будет напоминать себе, что грешен в том-то и том-то. Из-за критичного отношения к себе он становится порядочным и честным. Но как только ты повесил себе орден «я — совесть нации» — значит, что-то не так.

Нельзя порочить идею об интеллигенции. Надо отличать настоящее от ложного, потому что именно ложное пытается кричать о себе, что оно настоящее.

Фото: EverJazz