Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Владимир Соловьев как апогей всеобщей паники, или Почему полные залы на бизнес-тренингах — это очень плохо

владимир соловьев Колонка
18 ноября 2016, 21:44
Фото: eksoloviev.biznlife.ru; архив 66.ru
Главред 66.ru вернулся с мастер-класса, который для владельцев и руководителей компаний в Екатеринбурге провел телеведущий Владимир Соловьев. Вернулся печальный. И поясняет: волшебных секретов успеха оттуда не принес. Зато понял многое о том, где мы все оказались. Выводы его тревожны.

«Что-то здесь очень душно!» — негодует дама позади меня. И она права. Большой зал пленарных заседаний «Екатеринбург-Экспо» заполнен чуть менее чем полностью. Для того чтобы собрать в нем столько народу, нужно провести в Екатеринбурге «Иннопром» или просто привезти сюда с мастер-классом по «жестким переговорам» телеведущего Владимира Соловьева.

Причем за право его послушать, разведать обещанные организаторами «секреты мастерства, позволяющие достичь успеха», научиться «искусству манипуляции», узнать «способы и жестко, и мягко вести переговоры» собравшиеся заплатили вот столько:

Владимир Соловьев как апогей всеобщей паники, или Почему полные залы на бизнес-тренингах — это очень плохо

Да, всё так. От 13 до 70 тыс. руб. Это не ошибка и не опечатка. И, пожалуй, это всё, что нужно знать о паническом спросе на услуги бизнес-тренеров, который предъявляют руководители компаний, пытающихся выжить в удушливых условиях нынешнего кризиса.

Пока отдельные структуры и целые отрасли сжимаются, падают или вовсе погибают, рынок тренеров и коучей, обещающих раскрыть все секреты, задать новые импульсы, научить личностному и корпоративному росту, в Екатеринбурге совершенно очевидно растет. Лучшие места офлайновых и онлайн-площадок заняли афиши Маннов, Гандапасов и менее известных, но все равно востребованных гуру.

А Владимир Соловьев, по-моему, — это вообще апогей всеобщей паники. Вернее, очень яркий и понятный пример того, что прямо сейчас происходит со всеми нами. Потому что продают его точно так же, как упомянутых выше сугубо «бизнесовых» учителей. Задолго до того, как телеведущий Соловьев вышел на сцену, с двух больших экранов его слушателям рассказывали и показывали «опыт успешных компаний», прибыли которых после тренингов и мастер-классов взлетели на 20%… на 40%... Кто больше?!

Появившись на сцене, герой вечера первым делом просит поднять руки собственников и топ-менеджеров компаний. Таких — две трети зала. Подавляющее большинство. То есть речь идет уже не о семидесяти тысячах за билет, а о цене их рабочего времени, которое очевидно стоит больше. И они готовы тратить это время, готовы даже ехать на мастер-класс Соловьева в Екатеринбург из Магнитогорска и Челябинска. Да что там — готовы лететь за ним из Архангельска (как минимум один бизнесмен из этого города в зале точно был). Значит, им надо. Им тоже хочется роста прибылей и «секретов мастерства».

Первые минут сорок Владимир Соловьев рассказывает о том, как надо одеваться и вообще выглядеть. С лирическими отступлениями о том, например, что американские политики не носят усов и бороды («потому что рейтинг рухнет сразу же»). И приходит к выводам из цикла «пиджак лучше, чем водолазка».

Это кажется разогревом перед настоящими откровениями. Но весь мастер-класс продолжается в том же духе, ритме, с тем же объемом смысловой нагрузки и с теми же показателями полезности и новизны. Отбросив большинство шуток и историй из личной жизни оратора, для вас я даже подготовил цитатник всей лекции (пристегнитесь, сейчас будут секреты мастерства жестких переговоров).

Секреты стиля

Владимир Соловьев как апогей всеобщей паники, или Почему полные залы на бизнес-тренингах — это очень плохо

— Короткие юбки и декольте — это, конечно, замечательно. Но в бизнесе они только мешают.

— Пиджак всегда лучше, чем водолазка.

— Есть люди немодные — до сих пор ходят с прошлогодними женами.

Секреты взгляда, голоса и речи

Владимир Соловьев как апогей всеобщей паники, или Почему полные залы на бизнес-тренингах — это очень плохо

— Смотрите собеседнику в правый глаз. Так он начнет вам верить. Будете смотреть в левый — ничего не выйдет. Есть еще такой пример, который позволяет вывести человека из равновесия, заставить его нервничать. Так называемый FBI-look. Смотрите ему не в глаза, а ниже. Если ваш собеседник — мужчина, то всё просто: смотрите на его адамово яблоко. У женщин адамова яблока нет. Потому есть риск, что взгляд упадет еще ниже. Но держите себя в руках.

— Умение говорить с аудиторией на знакомом и понятном ей языке — это чрезвычайно важно.

— Следите за интонацией. К сожалению, интонация нашего языка — как вся русская литература. В ней тоже всё плохо заканчивается: либо все сели, либо все умерли.

— Что погубило политическую карьеру Ирины Муцуовны Хакамады? Правильно, ее голос.

— Скорость вашей речи всегда должна зависеть от скорости речи собеседника. Ужасно раздражает, когда говорят очень медленно или, наоборот, тараторят.

— Письменная речь отличается от устной.

— Речь строится на принципах греческого театра: в ней должны быть завязка (пролог), кульминация и развязка (эпилог).

— Речь должна состоять из коротких фраз: 5–7 слов, включая мат. Деепричастные обороты — это мило, трогательно, но бессмысленно.

— Говорите сухо и по делу. Тогда всё получится.

Секреты выстраивания конструктивного диалога

Владимир Соловьев как апогей всеобщей паники, или Почему полные залы на бизнес-тренингах — это очень плохо

— Каждые переговоры должны чем-то заканчиваться. Каждые переговоры — это отдельный бизнес-проект.

— Вы должны знать всё о том, к кому вы идете на переговоры. Даже имя и день рождения его долбаной секретарши — чтобы вовремя ей цветы подарить, чтобы она о вас помнила и при случае шепнула: «Наш-то сегодня не в духе, лучше в другой раз».

— Ты должен идти на переговоры как самурай: с ощущением, что это последний день твоей жизни. Главное — четкое понимание, чего вы хотите. Если этого понимания нет — не идите, перенесите встречу.

— Вы — в центре всего. Вы формируете вселенную, которая вас окружает, и свое будущее. Если вы не уважаете и не любите себя — вас никто не полюбит и не будет уважать.

— В переговорах всегда есть три сценария: идеальный, приемлемый и неприемлемый. Важно понимать, что для вас неприемлемо, и быть готовым сказать нет, отказаться от сделки.

— Не ешьте на переговорах. Это уже не переговоры, а пьянка какая-то.

— Жириновский, например, всегда кричит на оппонента: «Мерзавцы! Негодяи!» Если человек к такому не готов, это работает, помогает взять верх в переговорах. Для того чтобы защититься, разорвать эту связь, есть несколько методов. Но самый точный метод был описан Джоан Роулинг. Вы вообще читали? Или вы маглы? Если читали, должны знать, как работает заклинание «патронус». Надо вспомнить самый счастливый момент своей жизни.

— Очевидно, что величайшим переговорщиком был Казанова. Иначе бы он столько женщин не совратил. В чем его сила? Он умел слушать. Хороший переговорщик должен уметь слушать собеседника.

— Вы никогда не добьетесь сделки путем самоунижения. Этого никогда нельзя позволять. Вы всегда должны чувствовать собеседника и четко ставить его на место.

— Когда вы находитесь в переговорах с человеком, проверьте, не мошенник ли он. И вообще всегда заранее проверяйте собеседника в интернете: что пишут о нем и о его компании. И себя тоже проверяйте. Чтобы понимать, что он может думать о вас. К сожалению, многие компании и их руководители живут в иллюзиях, созданных их же PR-отделами.

— Заходя на переговоры, спросите, сколько времени у вас есть. И старайтесь уложиться в озвученный второй стороной график.

— Женщины — самые тяжелые переговорщики. Когда идете к женщине, знайте, всё будет строго, четко, по делу. Всё кокетство в деловом общении с женщиной мужики должны убирать. В этом состоит проблема Путина и Меркель. Чистая психология. Путин строит диалог как старший брат с младшей сестрой.

— Непростительно, входя в переговоры, тратить время на извинения.

Секреты бизнеса, власти и взаимоотношений между ними

Владимир Соловьев как апогей всеобщей паники, или Почему полные залы на бизнес-тренингах — это очень плохо

— Большинство предприятий разоряются оттого, что слишком быстро растут и начинают жить в расчете на грядущие прибыли.

— Самое страшное с бизнесом происходит тогда, когда он находится в сером поле. Важно четко соблюдать все процедуры. Возьмите Улюкаева. С федеральным министром никогда ничего подобного не случилось бы, если бы не были нарушены процедуры. Что министр в середине рабочего дня делал без помощников в офисе государственной компании? И чем это закончилось? Точно так же бизнес, не соблюдающий процедур, заканчивается трагедией.

— С властью всегда надо держать дистанцию. Но нет, мы же в России живем, да? Здесь общая очередь — только для дураков. А все остальные знают обходные пути. И на этих путях очередь порой скапливается длиннее, чем общая.

— Принимая правила игры чиновников, мы подвергаем себя диким рискам. И по итогам посадят нас, а не их. Тюрьмы забиты предпринимателями. Арестовывают всех. Даже тех, кого, казалось, арестовать невозможно: людей Вексельберга, например. Потому запомните: время серых схем прошло.

— Хочешь сесть в тюрьму — иди в губернаторы. Это раньше стояла очередь из желающих стать главой региона. Сейчас этого хотят, похоже, только охранники главы государства.

— Я могу назвать цену бизнеса каждого в этом зале. Ваш бизнес стоит ровно столько, сколько стоит его отнять.

— В нашей стране бизнес чувствует себя хорошо, только когда о нем забывают. А если начинают помогать и даже создают для этого специальное агентство — всё, хана.

— Как только в вас почувствуют слабину, вы потеряете всё.

— Никогда не обсуждайте на переговорах национальность, большую политику и религию. Бизнес есть бизнес. Говорите о нем, держитесь в стороне от потенциально опасных тем.

— Трагедия малого и среднего бизнеса в России — это крах банковской системы и неплатежи.

— Представьте: вы подходите к Жириновскому и спрашиваете: «Владимир Вольфович, а почему, собственно, я должен за вас голосовать?» Он тут же ответит что-то типа: «Каждой бабе — по мужику, каждому мужику — по бутылке». Фигня какая-то. Но всё понятно. Точно так же и вы в любой момент должны быть способны объяснить ценность вашего товара, вашей услуги, вашего предложения.

Вот, собственно, и все секреты. Как говорится, за что купил, за то и продаю.

Уже в финале спрашиваю одну свою знакомую — ценную сотрудницу одной очень хорошей компании:
— Ну как тебе?
— Очень понравилось! Я давно хотела на его мастер-класс сходить.
— А что нового ты узнала?
— Да… особо ничего.

В общем, я не берусь высказать общее мнение собравшихся относительно того, что такое мы все только что посмотрели и послушали. Поделюсь личными выводами. На тренинге Владимира Соловьева (как, впрочем, и на любом другом бизнес-тренинге) приходишь к одному ясному тезису: мы все оказались в той точке, где владельцем бизнеса быть тяжело, сложно, а иногда даже страшно. Зато очень хорошо быть бизнес-тренером. Спасительные секреты именно сейчас очень нужны очень многим. И на этом легко можно заработать, даже если никаких секретов вы не знаете и, как следствие, раскрыть их никому не можете.

Фото: официальный сайт Владимира Соловьева; архив 66.ru

Дмитрий Шлыков