— Мистер Андерссон, вы вообще отдыхаете?
Бледный вид и ссутуленные плечи — вместо тысячи слов. Господина президента можно упрекнуть во многом, но сомнений в упорстве и фанатичном трудоголизме не возникает даже у его ненавистников. Да и как усомниться, если результат налицо? Точнее, на лице. Вот мистер Андерссон в августе 2014-го:
|
---|
А вот он же ровно 12 месяцев спустя:
|
---|
Полтора года у руля АвтоВАЗа деформировали осанку, потушили огонь в глазах и добавили и без того седой голове серебра.
Так за что же могли снять такого усердного и фанатичного управленца? Не ищите логики в финансовых отчетах и KPI из трудового договора — причина лежит совсем в другой плоскости. Как и принято в российском постсоветском совке, нужен стрелочник. А кого им назначить, если не главного?
Андерссона убирают не потому, что было за что, а «патамушта». Копившиеся десятилетиями проблемы обернулись 70-миллиардными убытками, а уйти должен он. Чисто русское решение!
Мистеру Андерссону досталась самая незавидная доля: встать во главе проблемного предприятия со статусом «а-ля градообразующее» в период исторического обвала рынка.
Он делал то, что в России делать не привыкли, — встраивался в рыночную экономику рыночными же способами.
Только кто ж ему даст?
С баланса ненужных людей и площади сбрасывать нельзя (см. «Риск социальной напряженности»), не скинутых с баланса людей придется кормить из непополняемой казны (см. «Обвал спроса вдвое и падение выручки»). Отсюда постоянное лавирование между невозможностью делать капитализм (см. «Оптимизация издержек и персонала») и принудительным примирением с дремучим социализмом (см. «Запрет массовых сокращений»).
То есть надо одновременно гарцевать без трусов, но в крестике.
В обобщенном виде этот незримый массам диалог выглядел примерно так:
— Надо вам баланс предприятия оздоровить? Треть персонала — на улицу. Социализм умер в девяносто первом, востребованность специалистов регулирует спрос. Нет спроса — дверь там.
— Нельзя! Ответственность бизнеса перед народом.
— Вам социальной напряженности не хочется? ОК, на улицу никто не идет. Убытки будут, кормите госказной.
— Ну нет. Зарабатывайте!
— ОК. Емкость всего рынка +/- 1 млн штук, доля наша — 18%, вот под выпуск 180 000 машин суммарно и оставим персонал. Остальные — на улицу.
— Нет, нам не нужно сокращений!
— Ах так! Кормите не сокращенных из федерального кармана.
— Ой, всё!
Залезть на елку, не уколов зад, не вышло. Андерссона отправят в отставку. Всё логично. Это Русь.
Не держите на них зла, мистер Андерссон. Тут просто так не принято. Тут можно годами собирать никому не нужные вагоны в непонятных количествах, без конца влезая в долги, точно зная: однажды приедет Сам, облагодетельствует деньгами, заткнет бреши Стабильностью и заштопает дырки субсидиями.
Эффективность, конкуренция с заграницей, разворот на экспорт — это всё не про здесь, мистер Андерссон. Здесь с теплотой вспоминают госплан, пятилетки и времена Каданникова. Не беда, что с тех пор время убежало далеко вперед. Оно где-то там убежало, не тут. Вы пытались его немножко наверстать, спасибо.
Только это не нужно никому.
Ваш темперамент, усердие и работа на нашу промышленность в целом — большая честь для России. Просто она этого не поняла.
Не доросла ещё.
Здравия желаем, товарищ майор!
|
---|
Текст: Кирилл Зайцев |
архив 66.ru; 66.RU