Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Александр Трахтенберг: «Пока регионы грызутся, КамАЗы денег идут в Москву»

Колонка
6 октября 2014, 16:35
Губернатор задумал сделать из Екатеринбурга крупнейший логистический центр международного уровня. Как воплотить эту идею и что может помешать — Порталу 66.ru рассказал член экспертной группы АСИ в Свердловской области Александр Трахтенберг.

Евгений Куйвашев сформулировал один из ключевых приоритетов развития региона, причем довольно жестко: «Екатеринбург — крупнейший логистический центр международного уровня». Это широко, далеко и амбициозно. И здесь не надо что-либо обсуждать — надо достигать эту цель.

Впрочем, без тесного контакта горадминистрации с областным правительством вряд ли мы увидим результат. На кону, не побоюсь сказать, огромные деньги. Будет обидно их потерять из-за возни в песочнице. По довольно скромным подсчетам, в игре четверть триллиона рублей инвестиций. Десятки тысяч рабочих мест. До 10 процентов ВРП плюсом, если отталкиваться от уровня 2014 года. И это все возможно в ближайшие десять лет.

Для этого должны быть решительно и жестко отменены всякого рода вопли: у нас дефицит бюджета, а вы тут со своей логистикой, у нас нечем выполнять социальные программы, мы каждую копейку регионального бюджета считаем на арифмометре. Никакая группа бухгалтеров не должна стоять на пути развития Среднего Урала.

Это относится и к другим составляющим рывка: умному машиностроению, металловедению, уральской инженерной школе. Приоритеты развития региона должны получить каждый специальную долгосрочную программу, объединенные в одну глобальную программу роста. И каждая из этих программ получает особый бюджет — бюджет роста, бюджет амбиций. Еще одним объединяющим началом должна стать единая классификация проектов: ключевой инвестиционный проект, приоритетный инвестиционный проект, инвестиционный проект. И безусловно, общие правила формирования и сопровождения таких проектов.

Вопли а-ля «у нас дефицит бюджета, а вы тут со своей логистикой» — надо прекратить.

Безусловно, без финансовых ресурсов здесь не обойтись, но, учитывая, мягко говоря, неоднозначную ситуацию с деньгами, инвестиции должны быть абсолютно точны. Наконец-то должен быть реализован известный принцип инвестиционной активности государства: земельные участки под ключ для ключевых проектов по логистике. Необходимо создать специальное акционерное общество с участием в капитале, кроме, собственно, Свердловской области, ведущих игроков регионального логистического рынка, возможно участие и институтов развития как региональных, так и федеральных.

Это общество с одной стороны будет выступать в качестве организатора привлечения финансирования под строительство всех логистических объектов; с другой стороны — будет исполнять функции управляющей компании для всех тех объектов, которые появились как результат ГЧП. Нельзя утверждать, что это единственный вариант, допустимо, безусловно, использовать и существующие акционерные общества, например, КРСУ.

Первым шагом нового общества должна стать разработка проекта по выносу всех складов — в первую очередь «а-ля Советский Союз» — из городской черты Екатеринбурга. Это навскидку 400–600 тыс. кв. метров. Это существенно повысит эффективность использования городских земельных участков. И здесь, вне всякого сомнения, городские и областные чиновники должны спеть дуэтом.

Главное — абсолютно все проекты в области логистики должны иметь возможность получить поддержку государства. Весь комплекс должен иметь жесткую структуру и правила игры, заточенные под понимаемый всеми результат: никакой махновщины, которую мы сейчас имеем по факту, когда логистические центры появляются в любом месте, в любой момент, которые зависят исключительно от крутости собственника или инвестора бизнеса и их возможностей пробить свои интересы в органах власти.

Возможно, стоит запретить появление логистических активов меньше определенных площадей.

Следует даже говорить о некоем нормативном запрете на появление логистических активов меньше определенной мощности — очевидно, что отдельные терминалы или даже центры мощностью 10–20 тыс. кв. метров неэффективны ни с точки зрения бизнеса, ни с точки зрения интересов территории. Близким к идеальному здесь может быть такое решение: логистические парки мощностью по 150, 200, 300 тыс. кв. метров и включение логистического блока в каждый индустриальный или технопарк, в каждую свободную экономическую зону — и федерального, и регионального значения.

Важным в достижении поставленной цели будет координация логистических усилий всех регионов Большого Урала. Никому не нужна вялотекущая, но постоянная грызня уральских регионов на логистическом поле — единственным выгодоприобретателем этого непонимания является московский транспортный узел. А он уже стал очевидным препятствием для развития не только собственно логистического и транспортного бизнеса в Российской Федерации, но и угрозой всей российской экономике. Наконец федеральная власть должна озадачиться введением нормативного запрета на любое строительство любых логистических и транспортных объектов в пределах московского транспортного узла, которые могут привести к увеличению грузопотока и пассажиропотока.

Да, это риск, да, может в первое время начаться повышение температуры больного — российской экономики, но это всяко лучше, чем ее инсульт, после чего, если не будет моментального летального исхода, медленная и мучительная смерть. Кризис, как известно, в китайском языке изображается одним иероглифом — опасность и возможность. Давайте воспользуемся возможностями, чтобы опасности не переросли в проблемы.

Андрей Щербов