— Архимандрит Пимен, как вы считаете, существует ли сейчас раскол в обществе, чувствуется ли он? Если посмотреть со стороны, то сегодня общество поделилось на два лагеря: кто–то против Путина, кто-то за, кто-то против нового «Пассажа», а кто-то за него. Ругать власть становится актуально, модно, и все, что ни сделала власть, это все плохо.
— Человек злой, человек, который постоянно дышит и плюется ядом, он рано или поздно своим ядом захлебнется. И сам отравит себя. Неправильно заниматься только критикой. В Священном Писании сказаны удивительные слова для всех времен: это и советского времени касается, это касается царского периода развития нашей страны, это и сейчас относится к нашему времени. Вся власть от Бога. Простите, какую власть заслужили, такая и есть. И церковь в советское время, в годы богоборчества, молилась за советскую власть не потому, что раболепствовала перед ней. Сейчас очень модно ругать советский строй и советское время. Очень модно сейчас клеймить сталинизм. Большевиков.
— А как вы сами оцениваете то время?
— Это было страшное время, и эта машина была ужасная, но вот парадокс. К нам в церковь приходит очень много людей пожилого, преклонного возраста, и когда встречаешься с верующими людьми, которые сидели в застенках лагерей за веру по политической статье, ни один из них не сказал о советской власти плохо. И это не потому, что они запуганы и не могут даже сейчас отойти от этого ужаса, они просто воспитаны в другом духе. Сейчас, к сожалению, весь мир делает из людей потребителей. И медиасфера делает то же самое.
— То есть СМИ тоже должны сыграть свою роль?
— Сейчас в газете редко можно найти патриотические статьи, призывы, информацию, поднимающую дух русского человека. В последнее время очень остро стоит вопрос национализма. Сейчас очень модно говорить о людях, которые в меньшинстве, например, о каких-то малых народах, что мы должны соблюдать их права, но когда только начинаем говорить о правах русских людей, сразу видишь косые взгляды и слышишь осуждение, что это национализм, узурпация, еще какие-то страшные вещи. Ничего подобного. Мы не должны забывать, что мы русские люди. Мы не американцы, мы не европейцы, у нас своя культура. У нас своя история, богатейшая история. Америка и сегодня очень сильно пропагандирует свою культуру, культ ковбоев, у них свои праздники, Хэллоуин, День святого Валентина. Мы живем в России, и мне стыдно за современных людей, когда они начинают критиковать Русскую православную церковь, называть ее аббревиатурой РПЦ. Это неприятно. Аббревиатура неблагозвучная.
— Извините.
— Можно же сказать просто «Церковь». Русские люди — добрые, и они никогда не стремились к тому, чтобы проявлять агрессию. И сейчас то, что происходит в обществе, осуждение власть предержащих, деление на «я бунтарь», а «ты не бунтарь», этот дух всегда был в обществе, в том числе и в России, из-за этого и произошла революция. Мы вынесли урок и сейчас, осуждая большевизм, осуждая тот строй, советский строй, мы должны сделать выводы, что хватит революций.
— Про большевизм уже сейчас понятно: была дана оценка той эпохе, в том числе и церковью дана оценка. Какая историческая оценка, на ваш взгляд, будет дана нашему периоду времени?
— Мое мнение такое, что, если каждый человек на своем месте будет заниматься делом, той работой, которую он делает, честно, порядочно и добросовестно, по-доброму относиться к людям, не иметь злости... Мы часто критикуем руководителей, вот это не так, затрагиваем тему коррупции, например. Так коррупция начинается, простите, с простого народа. Приходишь к какому-то специалисту, не можешь достучаться до человека, сидит бюрократ в окошечке и требует какую-то справку, и невозможно ничего сделать.
— Интересно ваше мнение — откуда берется коррупция? Есть у нее духовные истоки?
— Отсутствие нравственного воспитания. Сейчас также очень модно ругать учителей. Но мы подчас забываем, что сами пришли к этому. Болонская система разрушила советскую систему образования. Все говорят, что мы зарабатываем деньги, мы отдаем детей в школы, и дальше пускай учителя ими занимаются. Нельзя таким образом воспитать гражданина, человека, россиянина теперь уже — «русского» опасно говорить, уличат в национализме, я говорю только о русских. В понятие «русский» я вкладываю больше. Для меня это и украинец, и белорус, и еврей, и таджик, и дагестанец. Все это для меня русские люди, те, кто живет и болеет нашей страной, хочет, чтобы здесь было лучше. Ребенок с рождения находится в семье, и семья должна закладывать нравственные ценности. Если он увидит, что его мама сидит с сигаретой, если его мама с папой каждый вечер выпивают рюмочку, если у них соответствующий лексикон...
— Раньше воспитание было другим.
— Вы посмотрите, до революции к маме, к папе все на Вы обращались. «Маменька, папенька» — слова-то какие были. А когда к тебе обращаются «Слышишь, ты!» — ну, и что мы хотим от этих детей? Потом мы удивляемся, почему у нас молодежь в общественном транспорте посылает нас далеко. Потому что нет культуры семьи. И я думаю, что и проблема коррупции как раз от воспитания идет. Человек сейчас воспитывается на чувстве потребления. Рождается ребенок, бабушки и дедушки начинают заваливать подарками, баловать, а это благом никогда не оборачивается. Ребенок избалован, он вырастает эгоистом и человеком, который постоянно должен что-то потреблять. Если, не дай Бог, такой человек становится руководителем, появляется и коррупция. Он привык получать, он не привык отдавать. Дай Бог, чтобы мои слова услышали все родители. Если каждый будет тщательней подходить к вопросу воспитания своих детей, то через 20 лет, таков мой прогноз, можно надеяться, что в нашей стране будут достойные люди и будут появляться достойные чиновники.
— А представьте себе, что этот вопрос нужно решить прямо сейчас. И наше правительство, президент принимают решение на самом высоком уровне. Коррупционеров необходимо наказывать. Например, публично на площади руку отрубить или голову. Это изменит ситуацию в стране и будете ли вы на стороне такого закона?
— Я не думаю, что это изменит ситуацию, это усугубит ситуацию и приведет еще к большей злобе среди людей, потому что, к сожалению, какое бы ни было правосудие, но в любом случае бывают огрехи и в этой системе.
— Ну, отрубят одну невинную руку, например, из ста.
— Понимаете, у этой невинной руки есть родственники, есть друзья и знакомые. Опять же появляется агрессия, такими действиями мы порождаем зло. Это не выход. Вот тогда и начнется гражданская война, потому что напряженность среди населения возрастает. И цель церкви — смягчать это напряженное состояние. У нашей страны есть множество внешних врагов, помимо того, что еще внутри страны работают определенные силы. Это мое мнение, я опять оговариваюсь, это не мнение Церкви.
— Перед выборами главный протестный лозунг был у Михаила Прохорова: «Требуйте большего!». Сейчас в стране все хорошо. Все живут спокойно. Никто не голодает так, по большому счету, никак не трясет. Но мы хотим большего.
— Вот вопрос: чего большего? Стремиться к лучшему нужно, я бы так сказал. И это здорово, правильно, когда любое государство, социум, люди стремятся к лучшему. Понятно: любая семья хочет лучшего, регион, область, город, страна, развиваясь, преследуют благие цели. Другое дело, что не всегда получается. А где гарантия, что у Прохорова получится больше и лучше?
— Давайте не будем брать Прохорова, есть лозунг — и все.
— Давайте так. Сейчас наша страна развивается. Но что-то может не удовлетворять массы, может не удовлетворять конкретных людей. Не все гладко, надо менять что-то. Мы, Церковь, со своей стороны во время каждой службы возносим молитвы о власти. Наши молитвы убогие, скромные, но мы молимся. Обострять ситуацию, выходить с пикетами на площади и говорить «вот, все плохо» — это делу не поможет. Нужно идти мирным путем. Если есть какие-то ошибки, на мой взгляд, о них нужно говорить. Если есть какие-то недостатки, их нужно показывать, о них вести речь, в том числе и в средствах массовой информации в обязательном порядке, потому что это голос народа. Но призывать народ к бунтарству и к революции я считаю грехом и преступлением.
— Вернемся к вопросу о лучшем. Вам не кажется, что любую идеологию, которая была до революции, в советское время, идеологию сегодняшнего дня — все это подменили деньгами?
— Так оно и есть. Деньги, деньги, а деньги засасывают, у людей появляется страсть к деньгам и появляется озлобленность. Не все могут справиться с искушением деньгами, и люди теряются. Люди просто теряют свою человеческую сущность. Я помню свое детство: если отбросить всю политику и советский строй, при котором я жил, люди тогда были совершенно другие, добрые, отзывчивые. Спроси, как пройти туда — ведь каждый подскажет, поможет, в автобусах не матерились, уступали места.
— Там была идеология?
— Да, была идеология, была цель, к которой все шли, и эта цель — коммунизм. Светлый коммунизм, очень, кстати, схожий с христианством, если в него добавить такой спектр, как вера в Бога, Иисуса Христа, и убрать антирелигиозную пропаганду, — это все то, о чем учит Евангелие.
— Что же должно произойти сейчас для того, чтобы идеология появилась?
— Чудо. Мое глубокое убеждение, что каждый должен на своем месте переосмыслить, понять и попытаться изменить мир вокруг себя. Каждый житель нашей страны — это песчинка, из которых и состоит мир. Если каждая песчинка попытается изменить себя, то и мир изменится.