18 августа 2011, 17:06

Леонид Волков: Польза от ЭКСПО-2020 будет. Только для кошельков чиновников

Я не верю в способность нашей власти провести такой глобальный проект, как ЭКСПО-2020, чтобы от него была реальная польза для города, региона и страны, а не для их кошельков.

Конечно, локальная польза для города будет. Понятно, что какую-то часть из 300 млрд рублей не разворуют, а построят метро, дороги, вокзал или аэропорт. Но давайте смотреть не только с точки зрения шкурных интересов екатеринбуржцев, а в целом всех налогоплательщиков.

Например, собираются построить высокоскоростную магистраль в Москву и реконструировать вокзал. Надо понимать, что высокоскоростные железные дороги экономически эффективны для перевозки пассажиров только на расстояние до тысячи километров, а грузы по таким дорогам не возят. И получается, что мы получим бессмысленную железную дорогу. Или вот вторая линия метро: я уже много раз приводил аргументы в пользу того, что городу нужна развитая сеть скоростного наземного трамвая, а не крайне дорогостоящая подземка, которая обслуживает лишь малую часть территории Екатеринбурга. Но когда будут пилить бюджет ЭКСПО, проекты будут ведь выбирать исходя не из целесообразности, а из понтов, престижа.

Если немного отвлечься и представить себе многомиллиардный денежный дождь, пролившийся на наш регион, то, на мой взгляд, было бы правильнее вкладывать деньги в развитие аэропорта (как международного транзитного хаба, связывающего Европу и Китай) и в строительство качественной, хотя бы четырехполосной автомобильной магистрали между Москвой и Екатеринбургом. В результате мы бы получили ускорение грузовых перевозок в два раза: с нынешних 40 км/ч (средней скорости) до европейских 80 км/ч. В результате бы серьезно выросла конкуренция. Для примера: сейчас плечо цементного завода 100 км. И если в городе А делают плохой и дорогой цемент, а в городе Б хороший и дешевый, но он находится в 200 км, то в городе А все равно будут строить из плохого цемента. Новые дороги подстегнут реальную конкуренцию. Всем известен пример строительства сети хайвеев Рузвельтом и сети автобанов Гитлером для выхода из Великой депрессии в 30-х годах прошлого века... И главное: высокоскоростная железнодорожная магистраль связывает два (три, четыре) больших города. А автомобильная — развивает всю территорию, по которой она проходит. Возникает придорожный сервис, в бизнес-процессы вовлекаются предприятия всех расположенных вдоль трассы городков, сельхозпроизводители... Но я не слышал, чтобы в связи с ЭКСПО-2020 говорили об автобане на Москву.

Но дело, конечно же, не только в том, что «всё украдут». Просто сама по себе выставочная деятельность стремительно теряет смысл и привлекательность в современном мире — из-за развития интернета. Смотрите, Нью-Йоркскую всемирную выставку (1939 г.) посетили 44 млн человек, а это фактически все люди в мире, которые в принципе могли себе позволить путешествовать. Выставку в Шанхае (2010 г.) посетили 79 млн человек — в процентном отношении к населению планеты это втрое меньше. А в процентном отношении к количеству потенциальных посетителей — туристов — это примерно в 20 раз меньше. Плюс к тому никто нам не говорит, сколько из этих 79 млн приходится на китайцев (надо помнить, что только в Шанхае живет 20 млн человек). Именно поэтому, на мой взгляд, неверно говорить о каком-то всемирном значении этих выставок. Ничем таким всемирно значимым они уже давно не являются.

Третье соображение. Нам рассказывают про разборные конструкции, обещают, что все павильоны после окончания выставки из страны увезут. Это неправда; на практике так почти никогда не происходит — все павильоны остаются на месте. Я бывал в Ганновере, Лиссабоне и Севилье — они уже проводили ЭКСПО в последние десятилетия. Каждый из этих городов имеет проблему в виде огромного района, который не несет никакой функциональной нагрузки. Всемирная выставка прошла, а пустые сооружения, которые надо освещает и топить, остались на балансе муниципалитета...

В Севилье на месте выставки организовали парк развлечений, который занимает максимум одну двадцатую территории, а все остальные здания простаивают. В Ганновере площади используются лишь на одну десятую для проведения выставок. В Лиссабоне ЭКСПО — просто квартал, куда страшно зайти. Нам говорят, что после выставки эти площади может занять Уральский федеральный университет. Но надо понимать, что речь идет о миллионах квадратных метров! Какое к черту УрФУ? Для УрФУ уже начато строительство кампуса в районе Новосвердловской ТЭЦ... Нет, амбиции чиновников будут удовлетворены, карманы их будут полны, но павильоны ЭКСПО еще очень долго будут смотреть на всех нас немым укором и тянуть вниз экономику города.

... Я летом отдыхал в Голландии. Некоторое время назад правительство этой страны планировало побороться за право провести Олимпиаду, но в результате решили, что для них это слишком дорогое удовольствие, и рядовые голландцы в массе своей поддержали это решение. К сожалению, я не очень верю, что мы в России способны принимать такие решения, а не гнаться за ложным престижем и очередными мегапроектами якобы всемирного значения.

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.