Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Сбербанк начал принудительную замену сберкнижек на пластиковые карточки

26 октября 2007, 13:00
Модернизация проводится в обязательном порядке, а малоимущие клиенты поставлены перед фактом, что должны платить за обслуживание пластиковой карты.
Крупнейший банк России развернул активную кампанию по замене сберегательных книжек своих клиентов на пластиковые карты, сообщает Газета.ru. В первую очередь это коснулось счетов, на которые приходят социальные пособия.

«Чуть больше месяца назад увидела объявление – всем до конца 2007 года поменять сберкнижки на карты», – сообщила жительница города Фрязино. На сберкнижку она получает детские пособия. Но, по ее сведениям, подобные предписания выдавались и пенсионерам.

Как только женщина перезаключила договор со Сбербанком, ее ждал ряд неприятных сюрпризов. «Я узнала, что будет ежегодная комиссия и даже плата за справку о наличности, – пожаловалась она. – Про комиссию оператор в банке сказала так: в конце года будут снимать 120–150 рублей, а в 2008 году – 250 рублей. А 15 рублей мне «списал» сам банкомат, когда я попросила справку об остатке на счете».

Эти суммы вовсе не кажутся маленькими получателям детских пособий, размер которых составляет 150 рублей в месяц. «Ради чего у нас, малоимущих, последнее забирать?» – недоумевают они. Вряд ли такой услуге обрадуются и пенсионеры: ведь за нее им придется выложить практически всю прибавку к пенсии в 300 рублей, которую пообещал им президент.

Сначала эта услуга бесплатна, но по прошествии трех месяцев начинает обходиться по 30 рублей в месяц В головном офисе Сбербанка не смогли прояснить ситуацию. В пресс-службе заявили, что не слышали о программе внедрения социальных пластиковых карт. Между тем, как выяснилось, замена на «пластик» идет не только в Подмосковье, но и как минимум во всем Среднерусском банке «Сбера», к ведению которого относятся еще и Брянская, Калужская, Рязанская, Смоленская, Тверская и Тульская области.

«Это будет дебетовая социальная карта платежной системы MasterCard Maestro», – рассказали в управлении банковских карт Среднерусского банка Сбербанка корреспондентам, которые представились клиентами. Правда, суммы комиссий там назвали несколько иные.

«Обслуживание такой карты будет льготным, за первый и последующие годы плата за карту составит 50 рублей в год, – заверил консультант. – Снимать деньги с карты в банкоматах Сбербанка можно будет бесплатно. Также бесплатно можно будет узнать текущий баланс на карте, однако при желании получить справку о последних 10 операциях по карте с вас спишут 15 рублей».

Однако при заключении соглашения с банком клиентов извещают, что обслуживать их будет Мобильный банк («Мегафон»). Его услуги доступны всем держателям карт Сбербанка. Этот Мобильный банк оперативно отзванивается клиентам, извещая их о постановке на учет. С его помощью они также могут узнать о состоянии счета.

Сначала эта услуга бесплатна, но по прошествии трех месяцев начинает обходиться по 30 рублей в месяц, или 360 рублей в год.

В Среднерусском банке подтвердили, что менять книжки на карточки придется обязательно. «Замена проводится в обязательном порядке. Процесс растянут во времени, но рано или поздно переходить придется всем», – сообщили в управлении банковских карт. На каком основании это делается, выяснить не удалось. «Мы внедряем новые технологии, модернизируем систему. Вам же будет проще», – «утешил» консультант.

У банка едва ли есть законные основания для такой принудительной замены, отмечают юристы.

«Банк не может заставить клиента заключить с ним договор банковского счета – это принцип свободы договора, предусмотренный ст. 421 Граждаснкого кодекса РФ», – говорит юрист компании «Линия права» Владимир Святов.

Если бы «Сбер» сохранил условия обслуживания, вопросов бы не было. «Ни книжка, ни пластиковая карта сами по себе не влекут каких-то обязательств между банком и его клиентом. Они лишь внешняя форма управления банковского счета. Поэтому суть правовых отношений остается неизменной, несмотря на переход на «пластик», – объясняет руководитель юридического отдела группы компаний «Градиент Альфа» Константин Проничев. А вот законность введения комиссии можно оспорить. «Если банк начинает брать дополнительные деньги за выпуск и годовое обслуживание карт, то это является односторонним ухудшением условий договора со стороны банка, на основании чего клиент может в одностороннем порядке расторгнуть договор, – отмечает Проничев. – В любом случае об изменении тарифов клиент должен предупреждаться заблаговременно».

Погасить сберкнижку тем клиентам, кто отказывается от навязанной услуги, банк по своей инициативе не имеет права.

«Если клиент отказывается менять книжку на карту, это не может служить основанием для прекращения договора с ним», – заявляет Проничев. Конечно, банк тоже можно понять: после смены всего оборудования он технически не сможет работать со сберкнижками. «Но ограничение операций по счету, оформленному не картой, на основании лишь внутреннего документа банка незаконно», – уверен юрист.