Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Правительственная борьба с ценами привела к ажиотажному спросу

30 октября 2007, 11:36
Попытка регулировать цены на продовольствие соглашениями компаний о замораживании цен дала в России сигнал к ажиотажному спросу.
Дистрибуторы и производители зафиксировали двух-трехкратный рост спроса на "замороженные" позиции, в том числе растительное масло, а также товары, не вошедшие в список, - мясные, молочные, рыбные и плодоовощные консервы. Ажиотаж провоцируют и покупатели, и магазины, которые тоже закупаются впрок - в ожидании нового витка цен. А произойти это может еще до конца нынешнего года, предупреждают опрошенные "Коммерсантом" эксперты.

Потребительские ожидания уже подкрепляются ростом цен, причем подорожание началось во всей отрасли: растут оптовые цены на овощные консервы (+10-15% с уровня конца лета 2007 года), кондитерские изделия (+7%), молочную продукцию (+20%), масло-жировую группу (+40%), бакалейные товары (+20%). Резко вырос также и спрос на консервы всех видов. В дистрибуторских компаниях утверждают, что закупки сетей и розничных рынков по этим товарным категориям за последние две недели увеличились в два-три раза.

"В ожидании дальнейшего роста цен потребители стараются закупить их впрок, - говорит глава компании "Царь-Град" Дмитрий Алефанов. - По ряду позиций - подсолнечное масло, консервы, мука, крупы - эта тенденция особенно заметна". По словам директора по связям с общественностью "Бунге СНГ" (ТМ "Олейна", Ideal) Кирилла Болматова, последние несколько недель потребители просто сметают наиболее дешевые товары с полок: "В некоторых магазинах даже появлялись объявления: "Больше четырех бутылок масла в одни руки не даем".

Новый скачок цен произойдет еще до конца года, вопреки "заморозке"

"Перед нами сейчас наглядно разворачивается модель так называемой инфляции ожиданий, - поясняет главный экономист инвестбанка "Траст" Евгений Надоршин. - Известно, что цены будут временно заморожены. Повышенный спрос генерируют не только потребители, но и сети Часть продуктов, на которые были заморожены цены, - продукты длительного хранения: срок годности 1,5-процентного молока и растительного масла составляет полгода. Но действие соглашения, подписанного ритейлерами и производителями, на такой срок не распространяется - население, естественно, начинает закупать эти товары впрок, не дожидаясь, когда цены на них отпустят".

Полные масштабы продовольственного ажиотажа можно будет оценить лишь через несколько недель. Однако, как указывает ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев, если спрос будет усиливаться, соглашение между производителями и ритейлерами о замораживании цен на базовые продукты "будет пересмотрено".

При этом производители и дистрибуторы подчеркивают, что повышенный спрос генерируют не только потребители, но и сети - как ожидая дальнейшего роста потребительского спроса, так и максимизируя прибыли. "В ожидании подорожания консервы берут как потребители, закупающие продукты впрок по низкой цене, так и сети - чтобы впоследствии извлечь более высокую прибыль", - говорит директор департамента развития группы "Эрконпродукт" (один из крупнейших производителей молочной продукции и овощных консервов) Евгений Золотайкин.

"Не исключаю, что в сегодняшней ситуации розничные торговцы, чтобы избежать дефицита товара на полках в пиковые месяцы - ноябре--декабре, изменили закупочную политику", - говорит глава компании "Внешэкономпрод" (крупный уральский дистрибутор) Александр Попов. При этом ритейлеры федерального уровня подтвердить информацию о том, что они увеличили закупки, отказались. В пресс-службах "Седьмого континента", X5, "Копейки" и других заявили, "что все закупки ведутся в обычном режиме и ажиотажа нет". В региональных сетях, напротив, отмечают повышенный спрос. "Если раньше в день у нас покупали 100 бутылок подсолнечного масла, теперь - 500", - говорит руководитель розничного направления уральской сети магазинов "Добрыня". По его словам, три-четыре недели назад ажиотаж затрагивал растительное масло, но те же тенденции наметились и по другим товарам.