Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

У государства не получается регулировать цены

ашан Владимир Путин
13 ноября 2010, 16:32
66.ru опросил участников рынка о том, насколько эффективно государственное регулирование в сфере продуктового ритейла.

Все меньше людей могут без ошибки назвать стоимость советской водки (3,62 руб.), литра молока (36 копеек) или колбасы (2,2-2,9 руб.). Уже больше 20 лет цены на прилавках определяются не государством.

Однако финансовый кризис, а затем и засуха вновь заставили власть задуматься о регулировании цен. Осенью прошлого года крупнейшие ритейлеры и правительство договорились не повышать цены на жизненно важные продукты. И, кажется, действительно их не повышали. Но продолжалась эта идиллия лишь несколько месяцев — потом цены снова пошли вверх.

Последний пример — безумный рост цен на гречку, которая в некоторых магазинах вдруг стала стоить больше 100 рублей за кг, также выросли цены на продукты первой необходимости — хлеб и молоко.

В этой ситуации российское правительство прибегло к двум традиционным рычагам воздействия — Федеральной антимонопольной службе и заявлениям Путина.

Последний на всех встречах и совещаниях уверял, что рост цен — обычная спекуляция и объективных причин для него нет.

Владимир Путин, премьер-министр России: :

— Повышение цен на хлеб не диктуется объективными обстоятельствами. Это спекулятивный рост. Просто кто-то наживается на обстоятельствах.

Для пущей убедительности Путин приводит цифры: Россия произведет около 60 млн тонн зерна и плюс 9,5 млн тонн — государственный запас, а также 21 млн тонн — переходящий остаток с прошлого года, то получается более 90 млн тонн зерна. А внутренняя потребность страны — 77–78 млн тонн зерна. Но хлеб продолжал дорожать. Не помогли и проверки ФАС — эта структура явно запаздывает со своими решениями — они принимаются в течение нескольких месяцев, а к тому времени просто теряют актуальность. Не так давно ФАС сообщила о возбуждении 123 дел из-за резкого подорожания продуктов. Но реального влияния на цены эти решения не оказали. Как обычно.

Опрошенные 66.ru ритейлеры говорят, что государство сегодня не имеет рычагов для регулирования цен на продукты.

Игорь Ковпак, президент группы компаний «Кировский»:

— Государство может влиять на стоимость продуктов в магазинах. Это было при советской власти и привело к пустым полкам в магазинах. Цены на продукты регулирует спрос. Если от поставщика мы получили гречу за 10 рублей, то продаем ее за 12 рублей.

Еще один ритейлер, попросивший не называть его имени, выразил мнение, что есть единственный способ регулирования цен — субсидирование: «Если государство хочет, чтобы мы держали низкие цены, то бюджет должен компенсировать мне мои расходы. Вот это называется государственное регулирование цен. Но механизма такого нет, а потому разговоры об этом — не более, чем сотрясание воздуха и разговоры в пользу бедных».

Антон Кузьмин, генеральный директор «Ашан Екатеринбург»: :

— На наше ценообразование госорганы никак не влияют, поскольку у нас и так минимальная наценка — менее 10%. По новому закону о торговле вмешательство государства возможно лишь в случае слишком резких колебаний цен на товары первой необходимости в короткий период времени. Органы власти могут вмешаться в вопросы ценовой политики ритейлеров, толкьо если цена на товар первой необходимости повышается более чем на 30% и держится в течение 30 дней. Сейчас мы еженедельно заполняем отчет по социально-значимым товарам и отправляем его в министерство торговли. Две недели назад в «Ашан» приходил народный контролер от «Единой России». Мы понимаем, что государство должно мониторить цены и вмешиваться в каких-то крайних случаях. Сейчас законодательная база для этого есть, но прецедентов принятия решений пока не было.

Все опрошенные 66.ru ритейлеры сходятся во мнении, что в заявлениях руководителей страны о необходимости не повышать цены — больше политики, чем реального желания изменить ситуацию.

Александр Оглоблин, президент торговой сети «Елисей»:

— Все заявления, которые делаются в СМИ, — это не более, чем политика. Возьмем ситуацию с гречкой. В прошлом году был рекордный урожай и все производители жаловались, что рынок не потребляет столько, сколько уродилось. В результате цены упали до такой степени, что производители не могли окупить свои затраты. С другой стороны, в этом году рекордный урожай риса, но на этом не сделать политику, а потому никаких громких заявлений не делается. Розничный магазин делает лишь свою стандартную наценку, а цена продукта всегда зависит от производителя. Мы же заинтересованы в более низкой цене, поскольку в этом случае магазин сможет больше заработать. Политикам же невыгодно говорить о том, что виноваты производители. Надо понимать, что рентабельность розничной торговли — 2-3% от оборота. Я думаю, что рынок решает все. Если возникают какие-то искусственные барьеры, то там прекращает развиваться предпринимательство. Лучше государству не лезть, поскольку в этом случае бизнес уходит в тень.

Одна из последних новостей — Владимир Путин постановил образовать правительственную комиссию по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков. Правда, не совсем понятно, каким образом комиссия сможет влиять на цены... Быть может, президент и премьер перестанут теперь ходить по магазинам?

P.S. Кстати, результаты замеров цен в спецпроекте 66.ru отчетливо показывают, что попытки госурегулирования ничего не дают — с августа стоимость продуктовых корзин выросла на 5-13%.