Тимур Горяев, председатель совета директоров концерна «Калина», больше полутора часов отвечал на вопросы участников топ-клуба Ассоциации выпускников президентской программы. Предлагаем вашему вниманию девять правил жизни одного из самых успешных управленцев в Екатеринбурге.
У вас может быть прекрасная бизнес-идея. Изумительная. Но гораздо важнее то, как она будет исполнена. В некоторых из наших проектов найти двигатель в лице амбициозного, молодого и при этом не очень дорого менеджера не всегда удается. А кидать на новые задачи матерого волка не всегда реалистично. Важно, чтобы он рос вместе с проектом, а лет через пять стал опытным управленцем. Так бывает достаточно редко.
У нас они происходят за обедом, когда большая часть сотрудников уже поели. Мы садимся все за один стол. И зачастую рождаются весьма интересные проекты. Обычно начинается так: «Я тут в книжке прочитал...». Сразу появляются два-три умных, которые приводят свои аргументы. Но окончательное решение по ключевым вопросам остается за мной. Это вопрос ответственности.
Когда мы покупали «Доктор Шеллер», это была убыточная семейная компания. С того момента мы существенно улучшили структуру компании — она стала эффективной. У компании есть сейчас внятная рыночная структура. Кроме этого ,мы получили знания по тем рынкам, на которых раньше практически не работали. А «Доктор Шелер» — входит в тройку крупнейших игроков в этом сегменте.
Один из моих жизненных принципов: сверхжелания делают нас сверхсильными. Если у вас есть желание, то вы всегда сможете добиться того, чего хотите — станете богатым, покорите любимую женщину. Бог любит тех, кто старается.
Мне хватило ума и везения собрать вокруг людей, которые умнее, чем я. Я точно знаю, что, если вы окружены умными людьми, вы и сами становитесь умнее. Мой опыт говорит о том, что инвестиции в таких людей всегда окупаются. У меня не было случая, чтобы я не смог переманить к нам в компанию такого человека, который бы был полезен для «Калины». Конечно, бывало, что я ошибался в людях. Многие в женах ошибаются, а тут речь о сотрудниках.
Если в концерне кто-то украдет хотя бы даже булавку, он будет немедленно уволен. Наступило какое-то время клептомании, когда люди даже не могут объяснить мотивы своих поступков. Последний случай был, когда на проходной задержали сотрудника, который на скотч примотал алюминиевую ложку. И это притом, что зарплата у него больше 40 тысяч рублей. Думаю, что многие до сих пор считают, что «все у нас народное — все у нас мое». Отсюда у нас в стране очень много проблем. Никто не знает, чьи у нас дороги, леса и так далее. Вопрос ведь не в величине ущерба. Это не важно. Просто приличным людям не может быть комфортно работать с вором.
Самое главное в благотворительности — чтобы люди этим занимались персонально. Если человек хочет кому-то помочь, то он открывает свой кошелечек и достает оттуда деньги. Как управленец я должен этого не замечать. К бизнесу компании это не имеет никакого отношения. Я же распоряжаюсь не своими деньгами, а средствами акционеров. У нас по согласованию с акционерами есть благотворительная программа. Мы помогаем тем людям, вмешательство в жизнь которых может существенно изменить ситуацию. Я был инициатором того, чтобы собрание акционеров утвердило эту программу.
Единственный способ воспитания, который реально действует, — делай как я. Если вы эффективно работаете, то вы можете спрашивать с других. Если с высокой трибуны вы будете говорить о борьбе с коррупцией, а на руке у вас часы стоимостью в десять ваших годовых зарплат, то о чем можно говорить?
Россия потихонечку движется в сторону цивилизации и культурности. Но девять женщин за месяц ребенка не родят. Я вижу, что те, кто моложе меня — они образованнее, культурнее, чем предыдущее поколение. У них уже немного иные ценности. И это очень хорошо.