Планируется, что операторы будут отчислять в резерв 2% от доходов, полученных от оказания услуг связи, использованных абонентами для воспроизведения музыки и фильмов. Интересно, что определять размер отчислений должны будут сами провайдеры и сотовые операторы на основании показаний оборудования, которое учтет, какой именно объем данных был скачан.
Контролировать правильность отчислений станет Минкомсвязи, а порядок расходования резерва будет определен специальным постановлением правительства. Таким образом, пока достоверно не известно, кто получит деньги из этого фонда, а также какая их часть пойдет на содержание организации, собирающей их. «Минсвязи определит механизмы анализа контента. Применение определенных технологий анализа трафика позволит отследить любую информацию», — объясняет Юрий Исаев, один из авторов законопроекта.
Платон Маматов, ведущий специалист по внешним коммуникациям екатеринбургского филиала ОАО «Вымпелком»: — Авторы законопроекта предлагают переложить ответственность за нарушение авторских прав на оператора связи, который не имеет технической возможности и обязанности санкционировать вид информации, скачиваемой его абонентами с информационных систем. Гарантированно выделить конкретный тип контента (например, конкретный фильм, мелодия или книга), технически не представляется возможным. |
Г-н Маматов отмечает, что для копирования контента, защищенного авторскими правами, абонентами используются ресурсы и сервисы сети Интернет (или WAP). Доступ же к соответствующему контенту абонент может получать с использованием различных приложений/протоколов, как в открытом, так и в зашифрованном виде.
В МТС же и вовсе убеждены, что данный законопроект будет способствовать распространению пиратства.
Дарья Вольхина, специалист по связям с общественностью МТС-Урал: — По нашему мнению, создание резерва вознаграждений будет только стимулировать производство и распространение пиратских копий и их дальнейшее воспроизведение в личных целях, а не пресекать его. Вместо борьбы с контрафактом и взыскания с нарушителей авторских прав причитающихся сумм вознаграждений создается иной компенсационный механизм. Более результативной с этой точки зрения нам представляется непосредственная борьба с пиратскими интернет-сайтами. Кроме того, закон необоснованно приравнивает услуги связи к оборудованию и материальным носителям. |
В пресс-службе сотового оператора с улыбкой отмечают, что аналогичные отчисления должны быть введены также и для поставщиков электроэнергии, используемой для воспроизведения авторских произведений в личных целях, например, при помощи
Руководитель одного из местных провайдеров, пожелавший остаться неназванным, также искренне удивился инициативе законодателей: «Мы просто труба для связи. Интернет — зона свободы. Кто что там делает — мы не отслеживаем. По договору мы обеспечиваем связь на определенной скорости, а не анализируем ее. Чтобы заниматься этим, нам будет необходимо закупить очень дорогое железо».
Юристы также не до конца понимают, что представляет собой «резерв вознаграждений» и с какой целью вводится это понятие. Согласно пункту 2 статьи 1245 Гражданского кодекса, «сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение (...) в личных целях осуществляется аккредитованной организацией». Именно этот пункт должен, по всей видимости, применяться и к операторам связи в случае вступления в силу законопроекта, и операторы связи сами могут определять, каким образом перечислять вознаграждения, минуя так называемый резерв вознаграждений.
Некоторые эксперты считают, что автор законопроекта — депутат Владислав Резник — действует в интересах одной из организаций, претендующих на сбор нового налога. Кстати, в одном из недавних исследований Резника признали самым эффективным лоббистом в нынешней Думе — 12% законов были приняты по его инициативе.
В выигрыше, скорее всего, останутся две стороны — организация, которая станет собирать новый налог, а также обладатели авторских прав, которые будут дважды получать авторские отчисления. Правда, в последнем специалисты сомневаются.