Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Спецрепортаж 66.ru: так работает птицефабрика

10 октября 2010, 13:14
Спецрепортаж 66.ru: так работает птицефабрика
Фото: Мария Демидова; 66.RU
Всё самое интересное из жизни птицы от яйца до прилавка магазина.

В преддверии дня работника сельского хозяйства мы решили открыть все карты: как, по-настоящему, работает сельское хозяйство области? Для этого корреспондент 66.ru отправился на одну из птицефабрик области. И теперь мы готовы показать вам всё.

Что было первым — курица или яйцо? Какая температура необходима для птенцов? Зачем курицам ставят прививки? Куда уходят перья? Из чего готовят колбасу? Нам удалось ответить на все эти вопросы и даже больше, побывав на Рефтинской птицефабрике!

Предисловие: мифическое прошлое

Стереотипы о том, как работает птицефабрика, сложились давно и крепко укрепились в общественном сознании. Картина рисуется не самая радужная: ужасный запах, испуганные курицы, томящиеся в тесных клетках, сотрудники убойного цеха с суровыми лицами… Что же мы видим в реальной жизни: чистые помещения, современное оборудование, никакого запаха и птичьих «коммуналок».

Так выглядит цех переработки «с высоты». Практически каждая операция здесь автоматизирована.

Если что-то тут и осталось со времен СССР, так это стены, да советская привычка выполнять производственные планы «стахановскими» темпами. Но… обо всем по порядку.
Часть первая. Посторонним В…

Проход на птицефабрику посторонним строго воспрещен. На территории предприятия несколько постов охраны. А разрешение преодолеть границы птичьего царства невозможно получить без согласия санитарного врача. Этот сотрудник здесь один из самых уважаемых, потому как здоровье поголовья курицы и безопасность продукции — ключевой параметр в работе.

Часть вторая. Роддом

Святая святых любой птицефабрики — инкубатор. Это почти как роддом: здесь все должно быть чисто до стерильности. От воздействия внешней среды новорожденных цыплят оберегают как младенцев. И оборудование подходящее. В 2003 году в этом цехе была произведена полная реконструкция: заменили полы, полностью обновили систему воздухообмена и канализационную систему, установили современное американское оборудование фирмы «Чик Мастер». Есть тут даже аналог УЗИ — французское оборудование «BREUL». С помощью специальной системы датчиков яйцо «просвечивается» и на экран выводится вся информация о состоянии эмбрионов. Яйца, в которых нет зародышей автоматически выбраковывается.

Ежегодно в этом цехе из яиц вылупляются до 24 млн цыплят. Для сравнения — в Шанхае живет лишь около 20 млн человек.

Часть третья. Детсад

После «птичьего роддома» цыплята попадают в детский сад — бройлерный цех. Тут они живут почти как люди — в отдельной «квартире-клеточке». Эдакий многоквартирный дом. Площадь клетки, количество и состав корма, температура и влажность — всё просчитано до мелочей.

Мы попали в гости к 7-дневным птенцам.

За кондиционированием помещения следит компьютер, для увлажнения воздуха установлен специальный аппарат. Кроме того, подача свежего воздуха, равно как и подача очищенной воды, происходит в каждую клетку.

«Дома» для всех птенчиков четырехэтажные: клетки установлены в четыре яруса. Для России, надо отметить, это весьма редкий случай: как правило, птицефабрики обходятся двумя-тремя ярусами. Однако экономический эффект от такого «уплотнения» оказался весомым: объемы продукции, получаемой с квадратного метра, мгновенно возросли.

Птичий дом. Здесь цыплята и проводят всю свою жизнь на птицефабрике — около 40 дней.

Росптицесоюз прогнозировал, что в следующем году мы не только не будем закупать курятину из-за границы, но и начнем экспортировать мясо птицы. Что ж, похоже, один из первых шагов к экспорту сделали именно на этой птицефабрике. Если во время открытия, в 1982 году, проектная мощность бройлерного цеха 13 400 тонн мяса в год, то сегодня реальный выпуск продукции в 2009 году составил около 37 тысяч тонн.

За 28 лет, со дня основания фабрики, бройлерный цех снаружи изменился несильно, однако внутри изменения произошли революционные.

Сегодня во всех девяти корпусах бройлерного цеха может с комфортом расположиться около 3 миллионов птиц — фактически куриный мегаполис.

Часть четвертая. Новая жизнь

Как бы то ни было, большинство птиц рано или поздно попадают в цех убоя и переработки. Прискорбно, что заканчивается жизнь птицы, но в этот момент начинается жизнь продукта. Добро пожаловать в цех переработки!

Цех переработки: работа здесь кипит круглосуточно.

Тут царствует автоматика. Установлены голландские автоматизированные линии убоя и переработки птицы, позволяющие обработать 9000 голов в час, а также современная линия разделки тушек, с производительностью 6000 голов в час. Тушки автоматически распределяются по весу и даже разделываются. Функции человека — сперва подвесить курочку, а затем расфасовать в упаковку то, что обработала машина.

Тушки цыплят проходят не одну сотню метров. Сперва, чтобы мясо охладилось, а затем, чтобы автоматика смогла распределить тушки по весу и отправить на разделку. А эта процедура, стоит отметить, тоже происходит автоматически.

…А ведь когда-то всё делали вручную.

Расфасовка продукции происходит тут же, без заморозки.

Ежедневно их этого цеха в торговые сети отправляется порядка 140 тонн продукции — мясо цыплят-бройлеров, охлажденные и замороженные полуфабрикаты бройлера, а также готовая мясная продукция: колбасы, копчености, пельмени, фарш и т. п. И неудивительно, ведь цех работает круглосуточно.

Чудо производства колбасы: загружаем мясное сырье, получаем батон колбасы. И все за считанные секунды.

Готовая продукция — это отдельная кухня. В прямом и переносном смысле слова. Для тех, кто из мяса куры делает колбасы, рулеты, сосиски и прочие вкусности, есть отдельное помещение цеха. Тут также установлено импортное оборудование и практически всё автоматизировано: вот мясо буквально в мгновение ока превращается в сосиски, вот батончики колбасы бодро выскакивают уже в оболочке, вот аналог блендера, только производственного масштаба, который замешивает фарш…

Всё как дома: даже молоко в фарш добавляется только натуральное.

Замдиректора лично следит за тем, как готовится фарш.

Вручную работают, пожалуй, только с деликатесами — рулетами из куриного филе, да с отбором бедрышек на копчение.

Куриные бедрышки, которые скоро отправят на копчение.

Отсюда курочка и уезжает на прилавки магазинов, а затем попадает к нам на стол.

Часть пятая. Ни пуха, ни пера

Цех переработки боенских отходов похож на птицефабрику меньше всего — ни курицы, ни мяса здесь вы не найдете. Зато обнаружите огромный комплекс современного оборудования. Он был специально заказан у датской фирмы и установлен для того, чтобы отходы производства не просто не загрязняли окружающей среды, но и приносили пользу. Перышки, косточки — всё это бережно собирается и отправляется на переработку.

Комплекс по переработке отходов выглядит внушительно.

В огромных резервуарах перемалывается, отжимается… и на выходе получается материал для комбикорма: растительный жир и мясо-костная мука, которая является уникальным источником белка. Продукция этого цеха отвозится на завод по производству комбикорма.

Даже из отходов производства умеют получать выгоду — вот, например полезная для птиц мясо-костная мука.

Так работает птицефабрика. Мы постарались показать и рассказать вам всё. И будьте уверены, это не последний репортаж 66.ru из-за кулис производства!

Съемка проводилась на ГУП СО «Птицефабрика «Рефтинская». Редакция благодарит коллектив птицефабрики за возможность воочию отследить весь цикл производства, за предоставленную информацию и теплый прием.