Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Сотовые телефоны больше не будут дорожать

8 октября 2010, 12:17
Средняя цена продаваемых в России мобильников в ближайшие годы останется на минимальном уровне.

«Евросеть» опубликовала традиционное квартальное исследование российского рынка сотового ритейла. По оценке компании, за 9 месяцев 2010 года в России было продано 22,4 млн. сотовых телефонов, что на 24% больше, чем за аналогичный период 2009 года. В третьем же квартале этого года было реализовано 8,7 млн. мобильников. При этом во втором и третьем кварталах темпы восстановления рынка несколько замедлились.


По данным аналитической службы «Евросети», в УрФО (вместе с Пермским краем) продается десятая часть сотовых — чуть больше 2 млн. штук. По экспертным оценкам, в округе работает примерно 1200 точек продаж мобильных телефонов, из которых около 300 — в Екатеринбурге. Точных данных о том, сколько телефонов продается в городе, нет. Аналитики, опрошенные 66.ru, говорят, что средний салон реализует 150-200 телефонов ежемесячно. Таким образом, объем местного рынка — 45-60 тыс. аппаратов каждый месяц.

Управляющий уральским филиалом компании «Евросеть» Кирилл Шибанов:
— Рынок постепенно восстанавливается во всех регионах, продажи растут. Это объясняется наступлением срока реплейсмента для аппаратов, купленных в докризисный период. Традиционно второе полугодие в сотовом ритейле лучше первого, поэтому рост продажи приблизительно будет на уровне 15% во втором полугодии 2010 года в связи с нормализацией экономической ситуации и реализацией отложенного спроса.

При этом средняя стоимость продаваемых телефонов находится в районе 4,2 тыс. рублей, для сравнения, в 2007 году — около 200 долларов (6 тыс. рублей по сегодняшнему курсу).

Директор направления собственной розницы «МегаФон» на Урале Дмитрий Адушев:
— Конечно, средняя рыночная стоимость мобильных телефонов в 2010 году снизилась, что отражает глобальное снижение цен на аппараты. Больше всего пострадал средний ценовой сегмент, так как большинство покупателей были вынуждены приобретать менее дорогие мобильные телефоны, чем были у них раньше. Динамика последних кварталов отражает стабилизацию на рынке и сезонные факторы. Кроме этого, мы отмечаем активный рост продаж ноутбуков, нетбуков, медиа-плееров.


Интересно, что в третьем квартале по отношению ко второму снижение средней стоимости несколько замедлилось, но к первому составило 5%. Валентина Уралова, директор розничной сети МТС на Урале, отмечает, что за последний год средняя стоимость снизилась весьма существенно — на 22%.

Директор розничной сети МТС на Урале Валентина Уралова:
— Растут продажи телефонов в низком и среднем ценовом сегменте. Появляются новые модели, удовлетворяющие основные потребности пользователей по очень привлекательным ценам. Например, еще в 2008 году телефоны с поддержкой 3G стоили 300-400 долларов, а сегодня есть предложения по 3 тыс рублей. Стоимость телефона растет тогда, когда он является не просто средством коммуникации, а частью имиджа. Я думаю, что какого-то резкого повышения средней стоимости продаваемых трубок не будет — люди покупают исключительно тот мобильник, который удобен для них в использовании, со стандартным набором функций. Конечно, есть те, кто выбирают аппараты стоимостью от 25 тыс. рублей, но в общих продажах на них приходится небольшой процент.


Плюс к тому, по словам Валентины Ураловой, увеличился срок эксплуатации телефонов.Дмитрий Адушев отмечает, что сейчас средний срок реплейсмента (замены) телефона — 2,9 года, для сравнения, в 2009 году срок замены старого телефона на новый составлял чуть более трех лет.

Эксперты предполагают, что российский рынок сотового ритейла будет двигаться в сторону западной модели, когда сам телефон ничего практически не стоит, но есть пакет оператора с определенным перечнем услуг. Операторы сотовой связи таким образом удерживают свою абонентскую базу и увеличивают ARPU. Пока такая схема не очень активно используется из-за отсутствия законодательной основы.

Пока же операторы развивают продажу оборудования под собственным брендом, например, модемы или телефоны. В МТС сообщили, что сейчас на такие сотовые приходится 17% продаж: «По нашим оценкам, около 90% покупателей телефонов МТС остаются нашими абонентами и их среднемесячная абонентская плата на 17% больше аналогичного показателя абонента, просто подключившегося на такой же тариф без телефона», — рассказала Валентина Уралова.

По прогнозам экспертов, в этом году в России будет продано более 32 млн. сотовых телефонов. Но полное восстановление докризисного уровня продаж (36 млн. трубок) может произойти не ранее 2012 года.