Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Американские дети умеют считать деньги, российские пока только тратить

22 августа 2007, 15:25
В США больше половины подростков начинают подрабатывать еще в школе, и уровень их финансовой грамотности на высоком уровне, утверждают социологи. Российским сверстникам до американцев далеко.
В июле 2007 года американская компания StrategyOne по заказу Schwab and Boys & Girls Clubs of America провела опрос-исследование 13–18−летних американских подростков. Цель — выявить их отношение к деньгам и определить уровень их финансовой грамотности.

Судя по результатам, большинство молодых американцев демонстрируют серьезное отношение к деньгам и финансовому планированию. Так, подавляющее число респондентов (93%) заявили, что для них "важно знать, как жить по средствам, и иметь навыки по рациональному расходованию денег", 90% — что им нравится "чувство зарабатывания и управления собственными деньгами". Более 80% подростков хотели бы и ожидают, что к 25 годам они будут финансово независимы от родителей, а 76% уверены, что "успех — это материальная независимость от других людей".

Инвесторы с детства

Уверены американские подростки и в будущем: 89% заявили, что "преуспеют в жизни", более половины (53%) — что "смогут заработать больше, чем их родители". При этом материальные запросы подростков довольно амбициозны: в среднем они намерены зарабатывать 145 тыс. долларов в год (в том случае, если им удастся получить интересующую их профессию).

Большинство опрошенных вполне подкованы в использовании финансовых инструментов. Так, 63% отметили, что обладают знаниями об управлении деньгами, включая вопросы планирования расходов, накоплений и инвестирования. Более половины школьников умеют выписывать чеки и выбирать наиболее выгодные предложения во время покупок. Как пользоваться дебетовой и кредитной картой, знают 47 и 45% американских школьников соответственно. О том, как инвестировать и преумножать деньги, имеет представление каждый четвертый подросток.

Удивляться обширным знаниям в области финансов юных американцев не стоит. Больше половины из них в возрасте 13–18 лет подрабатывают, около 41% — получают "стипендию" в семье. Правда, половина опрошенных заявили, что просто просят деньги у родителей, и еще столько же респондентов получают деньги "в качестве подарка на праздники". Заработанные или полученные деньги они не склонны проматывать: 84% респондентов откладывают их, средняя сумма сбережений составляет 1044 доллара. Больше половины (51%) копят "на что-то серьезное — на учебу в колледже, университете или машину".

Столь высокая доля финансово грамотных подростков в США экспертов не удивляет. "Во-первых, с детских лет они слышат истории о том, как тот или иной предприниматель, поп-звезда или спортсмен "сделал себя сам", не имея никакого стартового капитала или богатых родителей, поднялся на финансовую вершину при помощи труда и упорства. Во-вторых, система школьного и домашнего воспитания в США направлена на развитие финансовых и трудовых навыков. Дома родители устанавливают так называемую стипендию — плату за ту или иную домашнюю работу, которую выполняют дети. Это не вызывает никакого непонимания и осуждения у окружающих. Школы сами поощряют учеников зарабатывать под конкретные задачи — например, на поездку с классом на экскурсию в соседний штат или даже в другую страну. Для этого организуется fund raising — различные мероприятия по зарабатыванию денег. Участвующим в них школьникам разрешается продавать на переменах шоколадные батончики или канцтовары и т. д. Уже начиная со старших классов школы большинство американцев начинают подрабатывать: в "Макдоналдсе" уборщиками, курьерами и т. д. В результате уже по окончании школы у большинства американских выпускников имеются определенные накопления, которые идут либо на оплату обучения, либо на аренду жилья", — объясняет руководитель проекта Finprofy компании Begin Group Александр Лагутин.

Лучше тратить, чем копить

В России уровень финансовой грамотности школьников пока никто не изучал. Но чтобы понять, насколько наши подростки отстают от американцев, достаточно посмотреть и на общероссийские исследования. Весной нынешнего года Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) провело опрос, по результатам которого сделало неутешительный вывод: несмотря на очевидный рост доходов населения финансовая грамотность и осведомленность граждан об основных финансовых игроках и предлагаемых ими услугах крайне низка. Средний россиянин знает лишь о вкладах до востребования (68%), приеме банками коммунальных платежей (55%), валютообменных операциях (46%), кредитовании на неотложные нужды (45%), срочных вкладах (42%) и перечислении на счет зарплат и пенсий (41%). Менее известны кредиты: на покупку недвижимости (39%), автомобиля (39%), ипотека (36%). С такими услугами, как банкомат и пластиковая карта, знакомы лишь 38 и 29% респондентов соответственно. Кредитная карта известна каждому третьему участнику опроса, а 32% россиян знают о переводе денежных средств в другой город или страну. Причем россияне предпочитает тратить деньги, а не копить. При этом те, кто все-таки инвестирует средства, делают это традиционно — при помощи депозитов (33%), а 49% россиян не доверяют даже банкам. По данным НАФИ, уровень вовлеченности населения в другие виды управления финансами — ПИФы, акции и др. — очень низкий. Так можно ли ожидать от российских подростков высокого уровня финансовой грамотности, если и взрослые демонстрируют далеко не впечатляющие показатели?

Видимо, для решения этой проблемы государство и бизнес планируют вложить около 500 млн долларов на реализацию программы повышения финансовой грамотности. По словам замруководителя комитета Госдумы по банкам Анатолия Аксакова, программа будет включать учебные курсы в вузах (нечто вроде курсов для взрослых, частично субсидированных государством и бизнес-сообществом), специальные уроки в школе в рамках предмета "экономика", создание терминологических словарей, социальные рекламные ролики по телевидению. Минфин уже занимается согласованием программы с правительством, а бизнес-сообщество собирает средства на немедленное просвещение. Уже сформирован фонд, в который внесли деньги первые семь банков.