Подавляющее большинство предприятий в кризис пошли на сокращение издержек (86%). Однако для значительной доли предприятий были характерны и активные способы борьбы с кризисом: освоение новых продуктов и технологий (70%), выход на новые рынки сбыта (66%), кредитование поставщиков и покупателей (40%).
Более половины владельцев и топ-менеджеров частных компаний сказали, что в кризис тратили средства на модернизацию производства, ремонт и реконструкцию помещений. При этом почти в каждой шестой компании численность сотрудников выросла более чем на 10%.
Если в последний докризисный 2008 год наибольшие проблемы предприниматели связывали с обеспечением процесса производства — с недостатком квалифицированных кадров и ростом цен, то сейчас на первый план вышли проблемы из второго эшелона, относящихся к сфере взаимодействия бизнеса с властью: коррупция и высокие административные барьеры, тогда как спад производства снял остроту нехватки квалифицированных кадров и инфляции.