Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Летом ожидается дефицит бензина

14 апреля 2010, 11:48
Этим летом российских потребителей ждет дефицит бензина и рост цен на топливо.

По крайней мере так заявили вчера эксперты рынка. По их словам, бензин в розницу подорожает как минимум на 10 %.

Из-за постоянного роста цен Федеральная антимонопольная служба предлагает ввести ограничение для розницы. По мнению антимонопольщиков, уровень конкуренции на топливном рынке сейчас очень низкий. И единая формула цены могла бы внести ясность. Это предложение уже направлено в правительство.

Цена бензина АИ-95 на оптовом рынке только за первый квартал этого года уже поднялась на 15 %, АИ-92 стал дороже на 11 %. Вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша на «круглом столе» в РИА Новости объяснил, что на опт сильно повлияла недавняя индексация акцизов. «До весны стоимость бензина обычно не растет, — напоминает эксперт, — нетрадиционные скачки связаны с ростом акцизов». Понятно, что розничные цены всегда слегка отстают от оптовых. Поэтому потребители почувствуют разницу только через месяц. АИ-92 подорожал в розницу только на 2 %, «девяносто пятый» — на 1.5%.

Еще один «повышающий фактор» — новый технический регламент. Чтобы ему соответствовать, нефтеперегонным заводам придется провести реконструкцию. А это может привести к дефициту автотоплива. Производство бензина снизится, а лето — период его максимального потребления. Причем в этом году, невзирая на рецессию, всероссийский расход бензина уже вырос на 10 % по сравнению с годом предыдущим, утверждают участники рынка. «Дефицит на рынке позволит компаниям завышать цены», — считает директор Русского топливного агентства Сергей Цукасов. В итоге стоимость бензина к июню может вырасти на 8-10 % без учета колебаний цен на мировом рынке.

изм на рынке. Добычу нефти и производство горючего на 90-95 процентов контролируют несколько крупных компаний. А треть розничного рынка — так называемые «вертикально интегрированные» организации. То есть те же гиганты. Кроме того, участники рынка сетуют на высокую налоговую нагрузку. Сейчас 60 процентов прибыли компаний уходят на налоги. Для сравнения, в США платят только 20 процентов. По оценке Аркуши, при «американских» условиях наш бензин АИ-92 мог бы стоить 12-13 рублей за литр, а не 21-22 рубля, как сейчас.

Правда, участники рынка обещают, что в следующем году цены все-таки снизятся. Планируется принять закон, по которому размеры акцизов будут зависеть от класса бензина. Чем класс выше — тем ниже акцизы. Этот законопроект, по словам Аркуши, может стать и барьером на пути суррогатов, которых на рынке пока очень много.