Раздел Бизнес
11 сентября 2009, 14:22

Государственная водка потечет через частные руки

Известный бизнесмен Василий Анисимов может стать основным продавцом государственных водок.
О том, что ОАО "Росспиртпром" собирается продавать свои бренды через эксклюзивного партнера — ООО "Восточно-Европейская дистрибуторская компания", "Ъ" рассказал топ-менеджер крупного производителя алкоголя. По его словам, от имени ВЕДК уже ведутся переговоры по поставке нового бренда госхолдинга — водки "Дымка" (о начале ее производства "Ъ" писал 29 мая). Заместитель гендиректора "Росспиртпрома" Вадим Касьянов и гендиректор ВЕДК Алексей Маклаков подтвердили, что госхолдинг будет использовать компанию для сбыта своей продукции на федеральном уровне.

100-процентная госкомпания ОАО "Росспиртпром" зарегистрирована в январе 2009 года. На ее баланс будут переданы активы ФГУП "Росспиртпром", предприятия которого в 2008 году выпустили около 40% всего спирта и 16% (19,9 млн дал) всей водки и ликероводочных изделий в стране. Оборот в 2008-м — более $1 млрд. Федеральных брендов у холдинга нет, поэтому, по данным "Бизнес Аналитики", доля водочной марки "Росспиртпром" на российском рынке в первом полугодии 2009 года составила всего 0,1%. Зато позиции компании сильны на локальных рынках: так, если по России входящее в "Росспиртпром" ОАО "Шуйская водка" занимает всего 0,1%, то в Иваново — уже 10%.

По данным ЕГРЮЛ, ВЕДК создана 18 августа, 100% принадлежит кипрской "Гормистар менеджмент лимитед". Господин Маклаков уточняет, что инвестором является "один из крупнейших российских производственных холдингов". По словам двух источников в "Росспиртпроме", ВЕДК — проект Василия Анисимова, совладельца УК "Металлоинвест" и компании Coalco. Представитель "Металлоинвеста" не подтвердил и не опроверг это. Сам бизнесмен через своего представителя передал, что "проект ему интересен".

При участии ВЕДК "Росспиртпром" реорганизует всю систему производства и продаж своих водок. Сейчас контролируемые холдингом 58 региональных ОАО и 11 филиалов сами определяют, какие бренды им производить и как продавать. Вадим Касьянов обещает, что в течение двух месяцев со всеми ними будут заключены типовые договоры управления, в рамках которых функции гендиректоров на этих заводах перейдут к ОАО "Росспиртпром" как к управляющей компании, которая будет централизованно определять производственную и маркетинговую политику каждого предприятия. Причем такие договоры, по его словам, могут быть заключены как с предприятиями, передаваемыми "Росспиртпромом" ВТБ в счет долга, так и с частными компаниями.

Менеджмент "Росспиртпрома" будет также координировать "все сферы действия" и самой ВЕДК. Продавая бренды госхолдинга, ВЕДК будет получать "стандартную дистрибуторскую маржу" (15-30%). Собственная водочная марка ВЕДК — "Двойная белая" уже производится на мощностях "Роспиртпрома", который будет получать плату "за розлив и управление брендом".

По словам Вадима Касьянова, "Росспиртпрому" было бы интересно получить в управление многие бренды ФКП "Союзплодоимпорт", причем не только водки "Столичная" и "Московская", но и "Советское" шампанское, коньяки "Московский" и "Юбилейный" и др. Конечная цель проводимой сейчас реформы — "загрузить" портфель "Росспиртпрома" всем ассортиментом алкогольной продукции и занять в перспективе двух-трех лет 15-20% рынка (по оценкам инвесткомпании "Ренессанс Капитал", к 2011 году емкость только водочного рынка приблизится к $22,3 млрд).

"Создана гениальная схема по продаже государственной водки силами частной компании, в которой и будет оседать вся прибыль, непонятно, что мешало менеджерам холдинга продавать водку самостоятельно",— интересуется глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. По словам Вадима Касьянова, построить дистрибуторскую компанию в структуре "Росспиртпрома" мешает отсутствие "лишних сил, времени и денег": необходимо тратить минимум $15-20 млн в год. "Если "Росспиртпром" или его дистрибутор получат бренды "Союзплодоимпорта", ситуация на рынке изменится кардинально: новый игрок станет недосягаем для конкурентов",— предсказывает директор Prosperity Capital Алексей Кривошапко.

С продажами ВЕДК частично "поможет" крупнейший производителя водки в России холдинг "Русский алкоголь", где до прихода в "Росспиртпром" работали и Вадим Касьянов (занимал должность коммерческого директора), и первый заместитель гендиректора "Росспиртпрома" Владимир Иванов, и директор по продажам ОАО Сергей Попов (занимали аналогичные должности в "Русском алкоголе"). Глава ВЕДК Алексей Маклаков до прихода в компанию был гендиректором ООО "ТД "Русский алкоголь"" и курировал продажи холдинга в Московском регионе. Штат ВЕДК в ближайшее время должен приблизиться к двум сотням человек, по словам господина Маклакова, "почти все они раньше были территориальными менеджерами "Русского алкоголя"".
Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.