Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Общественный транспорт Екатеринбурга на грани разорения

10 июля 2009, 14:10
Екатеринбургский городской общественный транспорт может прекратить свое существование. ЕТТУ, МоАП и метрополитен с февраля потеряли до 30% пассажиропотока и ежедневно терпят колоссальные убытки.
Виноваты в проблемах транспортников оказались монетизация, а также конфликт администрации города с РЭК и свердловским правительством. Напомним, что по итогам прошлого года из областной казны на компенсацию потерь муниципальных пассажироперевозчиков, которые бесплатно возили льготников, было выделено 990 миллионов рублей. Но с февраля, когда вступил в силу региональный закон о монетизации транспортных льгот, деньги пошли напрямую пенсионерам. Это порядка 75 миллионов рублей федеральным льготникам, которых в городе насчитывается около 125 тысяч. Еще 412 миллионов 500 тысяч рублей получат и 125 тысяч областных льготников.

В целом, в 2009 году свердловская казна выделила 250 тысячам екатеринбургских пенсионеров 487 миллионов рублей 500 тысяч рублей на транспортные расходы. Таким образом, вместо 990 миллионов в 2008 году, сейчас на покрытие расходов транспортных предприятий города выделено более чем в два раза меньше средств (кстати, не факт, что льготники расходуют полученные «живые деньги» на транспорт, как показывает 30-процентное падение пассажиропотока, деньги пенсионеры предпочитают тратить на другие цели). Выпадающие доходы пассажироперевозчиков в этом году составляют 502 миллиона 500 тысяч рублей, и транспортные организации ежедневно теряют в качестве убытков более миллиона рублей.

После серии консультаций между администрацией Екатеринбурга и свердловским правительством была достигнута договоренность о компенсации потерь пассажироперевозчиков – 2/3 от 500 миллионов должна была оплатить региональная казна и 1/3 муниципальный бюджет. Но в связи с резким падением налоговых поступлений, в начале года областная власть отказалась от своих обязательств и мэрия оказалась в патовой ситуации – с одной стороны 500 миллионов рублей, которые, по сути, у транспортников, с другой – 30-процентное падение пассажиропотока (с учетом того, что в прошлом году ЕТТУ, МоАП и метрополитен на продаже билетов и проездных заработали около 2 миллиардов 150 миллионов рублей, речь идет о потерях примерно в 650 миллионов рублей). Понятно, что покрывать миллиардные убытки пассажироперевозчиков в одиночку мэрия никак не планировала.

Первая проблема частично решилась после обращения Аркадия Чернецкого к Эдуарду Росселю – губернатор поручил премьеру Виктору Кокшарову «привести ситуацию в соответствие с договоренностями», что позволило несколько снизить напряжение.

Теперь для сохранения жизнеспособности городского транспорта горадминистрации предстояло отыскать еще 650 миллионов. За деньгами отправились к главе РЭК Николаю Подкопаю. Ему предложили до конца года поднять стоимость проезда в транспорте до 14 рублей, а с начала следующего – ввести принципиально новую систему оплаты труда. По новой методике цена поездки должна зависеть от количества поездок пассажира – чем активнее человек пользуется общественным транспортом, тем меньше ему обойдется стоимость одной поездки. К примеру, если пассажир приобрел электронный проездной до 5 поездок в месяц, то стоимость одной поездки ему обойдется в 17 рублей, если до 30 поездок – 13 рублей, более 40 поездок – 11 рублей. Причем, с нового же года в мэрии планировали ввести безлимитный единый на все виды транспорта проездной для льготников, стоимостью примерно в 300 рублей. Однако все варианты горадминистрации понимания в РЭКе не встретили. Повышение стоимости проезда до 14 рублей Подкопай назвал не обязательным, а новую систему оплаты труда определили, как незаконную (кстати такие системы уже действуют в Москве и Санкт-Петербурге).

«В Региональной энергокомиссии считают, что раз стало меньше пассажиров, то надо сокращать количество сотрудников и техники на маршрутах», – рассказал «Новому Региону» высокопоставленный чиновник из екатеринбургской мэрии. Он также отметил, что в сложившейся ситуации пассажироперевозчики могут вернуться к практике 90-х годов – и начнут экономить на безопасности. «В условиях недофинансирования будут гонять те же автобусы до дна. Начнутся перепробеги резины, замыкания электропроводки, отказы тех же тормозов, и т.д. Все это приведет в конечном итоге к полному развалу системы городского транспорта», – уверен сотрудник мэрии.