Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Новый бюджет РФ поддержит лишь правительственные СМИ и только до выборов

26 июня 2007, 14:12
Профильный комитет Госдумы закончил подготовку проекта федерального бюджета на 2008–2010 годы ко второму чтению. Большая часть суммы, направленная на поддержку средств массовой информации, достанется правительственным СМИ.
Эксперты "Независимой газеты" уверены: таким образом нарушаются не только рыночные законы, но и конституционные права граждан. Издание отмечает одну особенность: после 2008 года, то есть после проведения в России парламентских и президентских выборов, финансирование печатных СМИ из бюджета будет резко сокращаться.

Общая сумма, выделенная на раздел, по которому проходят электронные и печатные СМИ, увеличивается с 67,8 млрд. рублей в этом году до 82,7 в 2008-м. Но затем, в 2009-м, происходит падение до 70,2 млрд., а в 2010-м – вообще до 67,5.

Что касается телевидения, то его эта тенденция в принципе обходит стороной. В будущем году на поддержку этой отрасли государство планирует выделить 24,3 млрд., а в следующие два года финансирование лишь ненамного снизится – до 23,2–23,4 млрд. руб.

Счастливыми получателями бюджетных денег в 2008-м станут все те же организации: ВГТРК возьмет себе большую долю – 13,7 млрд., хороший бонус достанется и Первому каналу, и НТВ: вместе они разделят 1,8 млрд. субсидий, предназначенных для оплаты сигнала в небольшие российские города.

Автономная НКО "ТВ-новости", обеспечивающая русскоязычную версию канала Euronews, будет обеспечена куда большей суммой – 3,6 млрд. Правда, найти в бюджетных материалах общую сумму ассигнований на продвижение положительного образа России за рубежом так и не удалось.

На печатные СМИ на 2008 год определено 3,5 млрд., но в последующем финансирование резко падает – всего по 900 млн. на 2009–2010 годы. Из суммы 2008 года 2,9 предназначены редакциям "Российской газеты" и журналу "Родина". В 2009–2010 годах главная государственная газета и научно-пропагандистский журнал, предназначенный для продвижения образа страны за границей, будут получать по 400 млн. Отметим, помимо указов и постановлений "Российская газета" печатает еще и приложение "Неделя", бесплатно распространяющееся среди пенсионеров.

Зампред думского комитета по информполитике Александр Кравец (фракция КПРФ) такие взлеты и падения объясняет просто: "Ведь самые главные выборы уже пройдут, так что можно приложение к "Российской газете" бесплатно бабушкам уже не разносить". Кравец отметил, что "свободной конкуренции на российском рынке и так не найти, а на медийном тем более: здесь нет ни конкуренции, ни свободы, ни независимости".

По мнению Кравца, власть старается организовать монополии, с которыми другие СМИ просто не смогут конкурировать. "Родители этих монополистов – администрация президента, которая позволяет хорошо существовать только тем СМИ, которые принадлежат или ей самой, или ее финансово-промышленным группам, или тем группировкам, которые ей присягнули", - отмечает он.

Независимый депутат Владимир Рыжков назвал "возмутительной" практику дотирования из бюджета официальных СМИ: она "имеет разрушительный характер, потому что частные независимые СМИ не могут конкурировать с теми, которым из бюджета дотируется, например, подписка". Он отметил, что особенно явно это видно на региональном уровне. А вообще-то, заявил депутат, "по числу СМИ, печатных и электронных, учрежденных органами государственной власти, Россия находится на первом месте в мире".

По мнению думца, это и несправедливо, и неконституционно: "Государство само убивает свободу слова, хотя это прямо запрещено Конституцией". Рыжков посоветовал ассоциации частных издателей обратиться в суд с требованием признать эту часть бюджета противоречащей Конституции, потому что она нарушает свободу конкуренции и массовой информации.