Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Инновации позволят екатеринбургским метростроевцам сдать две станции в срок

18 мая 2009, 12:31
Строители екатеринбургской подземки уверяют, что уложатся в нынешние скромные объемы финансирования и сдадут две новые станции, как и обещали, в конце следующего года.
Работы в екатеринбургской подземке идут по графику благодаря внедрению инновационных технологий, которые в России еще не использовались. Например, здесь освоили схему быстрого возведения временной крепи из бетона. Суть ее в следующем: рабочие продвигаются вслед за проходческим комбайном и "обстреливают" своды тоннеля бетонной смесью, поступающей под давлением. Схватившись с грунтом свода, она отлично держит нагрузку. Внедрение этой схемы ускоряет работу, сокращает расходы на арматуру и бетон и в итоге снижает затраты на возведение станции.

Идею предложили сами метростроевцы, а технологию разработали уральский проектный институт и московский НИИ метро- и тоннелестроения. Как рассказал директор Екатеринбургского метростроя Юрий Дозорец, в мае на международной тоннельной конференции в Будапеште будет представлен доклад об этом интересном опыте.

Еще одно ноу-хау уральских строителей: на глубине 40 метров в тоннелях работает крупногабаритная техника - скреперы и погрузчики. Их использование резко сокращает долю ручного труда и сроки проходки. Но как машины попали под землю?

- Мы первыми до такого додумались, - утверждает начальник первого участка Сергей Арапов. - Просто разобрали машины на части, спустили через ствол и снова собрали внизу. Техника значительно сокращает время погрузки выработанного грунта, а сроки для нас очень важны. Остались последние метры проходки - и можно будет приступать к отделке станции "Чкаловская".

Кстати, об отделке. Метростроители готовятся внедрить еще одну инновацию: вместо традиционных тюбингов для укрепления тоннельных сводов будет применена высокоточная железобетонная обделка с резиновым уплотнением. Эта разработка, заимствованная у австрийских коллег, также еще не использовалась в России. Она позволяет повысить надежность подземного крепежа и обойтись без дорогостоящих гидроизоляционных работ. Сейчас горнопроходческий комплекс, который в конце прошлого года проложил тоннель до станции "Ботаническая", развернули в сторону "Чкаловской" и меняют на нем оснастку, чтобы обратный тоннель он отделывал по новой технологии.

Как утверждают в метрострое, технология решает и другую проблему - кадровую, ведь профессионалов по гидроизоляции подземных тоннелей почти не осталось, их и в стране-то можно по пальцам пересчитать. С рабочими кадрами проблем нет: молодежь привлекает и зарплата, и то, что сокращается доля ручного труда. Парк механизированных "помощников" впечатляет: с помощью администрации Екатеринбурга выкуплен в собственность горно-проходческий комплекс, приобретены два механизированных комбайна, мощный погрузчик, установка бетонирования, дизелевозы, большегрузные вагоны.

Правда, почти все куплено в кредит, поскольку финансирование оставляет желать лучшего. В этом году на строительство метро предполагалось потратить 1,8 миллиарда рублей из бюджетов Екатеринбурга и области и 200 миллионов федеральных средств. Чтобы пустить станции в срок, денег требуется вдвое больше. Понятно, что в сегодняшних условиях рассчитывать на это не приходится - возможно, и плановые объемы урежут. Кроме того, не всегда соблюдаются сроки финансирования, поскольку возникли проблемы с наполнением бюджета. Однако метростроевцы надеются, что благодаря новым идеям сумеют уложиться в заданные сроки и суммы.